Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 236]

Подобный взгляд на социальное служение предпринимательства начал распространяться среди передовых представителей российского торговопромышленного класса в конце XIX в., и особенно после начала первой мировой войны.
В этот период российское предпринимательство, промышленники, осознавая свою роль в укреплении обороноспособности страны, осознали и свое служение России именно как хозяйственную деятельность, как наращивание своего собственного и общественного богатства.
П.П.
Рябушинский на открытии Первого всероссийского торгово-промышленного съезда в марте 1917 года говорил: «На нас, торгово-промышленном
классе, лежит великая ответственность за наше будущее.
Чтобы приступить к созидательной работе, нужны определенные стимулы, нужно знать, что то, что мы создаем, послужит на пользу всем.
Работая как частные люди, — потому что на этом зиждется наша деятельность, — творя свое частное дело, мы в то же время творим дело и государственного строительства.

Обустройство экономической, материальной жизни начало превращаться в общественно значимое дело, в служение».

[191] Формирование социально-ответственного бизнеса вытекало из заинтересованности крупного предпринимательства в гармоничных отношениях с обществом в целом.
Первоначально социальная ответственность предпринимателей проявлялась в заботе о материальном благополучии, социальной защищенности и образовательном уровне своих рабочих.
Крупные предприятия постепенно превращались в центры роста социальной инфраструктуры — сети медицинских учреждений, школ и профессиональных училищ, детских садов, библиотек и т.д.
Из известных дореволюционных российских предпринимателей к числу наиболее ярко проявивших себя в социальной (а не благотворительной!) сфере относится владелец мануфактур Прохоров, который действовал в стиле социальной ответственности еще в XIX в., в период увлечения русских предпринимателей меценатством.
Естественно, обращение к социальной ответственности диктовалось не столько личным гуманизмом или высокой «сознательностью», сколько пониманием ее реальной выгоды для стабильного и процветающего бизнеса.
На
236
[стр. 96]

96 Идеология служение обществу в форме благотворительности и меценатства подвергалось критике со стороны некоторых предпринимателей, видевших ее ограниченность.
Г.
Форд писал: "...Благотворительность никогда еще не решала задачи на сколько-нибудь длительный срок" 1.
При всех ее благих намерениях филантропия, по мнению Г.
Форда, лишает людей самого главного — возможности самим трудиться и содержать себя, лишает "самоуверенности", на которой основана подлинная инициатива и независимость.
Сам Г.
Форд считал необходимым не отделываться от нуждающихся — например, инвалидов, — подачками, а предоставлять им рабочие места на своих предприятиях, чтобы они могли чувствовать себя полноценными членами общества и самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Существовал и другой взгляд на теорию "социального служения" предпринимательства, состоявший в том, что оно усматривалось в экономической деятельности как таковой.
Одним из первых сторонников такого взгляда на социальную роль бизнеса был Г.
Форд.
В своей книге "Моя жизнь, мои достижения" он утверждал, что эффективное производство само по себе является благом, поскольку позволяет понизить цены и повысить заработную плату (что выгодно самим бизнесменам, поскольку повышает платежеспособный спрос).
Такое эффективное промышленное развитие способно создать условия для решения социальных проблем: "Основанная на служении промышленность делает излишней всякую благотворительность...
Тот вид филантропии, который тратит время и деньги на то, чтобы помочь миру содержать самого себя, гораздо лучше, чем тот, который только дает и тем увеличивает праздность.
Филантропия, как все остальное, должна бы быть продуктивной и она, по моему мнению, в состоянии сделать это» 1 Подобный взгляд на социальное служение предпринимательства начал распространяться среди передовых представителей российского торгово-промышленного класса в конце XIX в., и особенно после начала первой мировой войны.
В этот период российское предпринимательство, промышленники, осознавая свою роль в укреплении обороноспособности страны, осознали и свое служение России именно как хозяйственную деятельность, как наращивание своего собственного и общественного богатства.
П.П.
Рябушинский на открытии Первого всероссийского торговопромышленного съезда в марте 1917 года говорил: "На нас, торгово-промышленном
1 Г.
Форд.
Моя жизнь, мои достижения.
М., 1992, с.
161.


[стр.,97]

97 классе, лежит великая ответственность за наше будущее.
Чтобы приступить к созидательной работе, нужны определенные стимулы, нужно знать, что то, что мы создаем, послужит на пользу всем.
Работая как частные люди, — потому что на этом зиждется наша деятельность, — творя свое частное дело, мы в то же время творим дело и государственного строительства"1
2.
Обустройство экономической, материальной жизни начало превращаться в общественно значимое дело, в служение.

Формирование социально-ответственного бизнеса вытекало из заинтересованности крупного предпринимательства в гармоничных отношениях с обществом в целом.
Первоначально социальная ответственность предпринимателей проявлялась в заботе о материальном благополучии, социальной защищенности и образовательном уровне своих рабочих.
Крупные предприятия постепенно превращались в центры роста социальной инфраструктуры — сети медицинских учреждений, школ и профессиональных училищ, детских садов, библиотек и т.д.
Из известных дореволюционных российских предпринимателей к числу наиболее ярко проявивших себя в социальной (а не благотворительной!) сфере относится владелец мануфактур Прохоров, который действовал в стиле социальной ответственности еще в XIX в., в период увлечения русских предпринимателей меценатством.
Естественно, обращение к социальной ответственности диктовалось не столько личным гуманизмом или высокой "сознательностью", сколько пониманием ее реальной выгоды для стабильного и процветающего бизнеса.
На
этой основе формируются и современные представления о социальной роли и ответственности предпринимательства.
Современная концепция социальной ответственности предпринимательства вытекает из меняющегося (по крайней мере на уровне деклараций) понимания сущности бизнеса, его целей и основных функций.
Традиционные для Запада представления о бизнесе как деятельности, направленной на получение прибыли путем производства товаров и услуг дополняется пониманием бизнеса как источника роста общественного благосостояния, который достигается путем производства товаров и услуг.
При внешнем сходстве различие акцентов обуславливает здесь принципиальное изменение смысла: с получения прибыли он постепенно переносится на рост общественного благосостояния (хотя получение 1 Там же, 163.
2 Речь П.П.
Рябушинского на открытии Первого всероссийского торгово-промышленного съезда в Москве, 19-22 марта 1917 г.
М., 1917.

[Back]