Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 244]

понятия долга и ответственности девальвированы, альтруистические ценности дезавуированы, социальное служение не является престижной и уважаемой сферой деятельности.
Невозможно ждать проявлений социальной ответственности от предпринимателей в обществе, где в качестве базовых ценностей доминируют индивидуализм и конкуренция, где культ сильной личности не дополняется гуманистическими идеалами, где общественное мнение и средства массовой информации поощряют эгоизм и беззастенчивую наживу.
Напротив, именно заинтересованность общества, взыскательный моральный климат, нетерпимое отношение к эксплуатации, эгоизму, нарушению норм честности и справедливости, уважение к достоинству человека и гуманизм побуждают предпринимателей к ведению социально ответственной политики.
Поэтому проблема социально ответственного честного бизнеса и высокой
экономической культуры, столь необходимой для экономического роста — это в первую очередь проблемы общего уровня культуры и нравственности.
33.
Регуляция отношений внутри сферы хозяйства и предпринимательства
Экономическая культура выступает фактором регуляции хозяйственной и предпринимательской деятельности через формирование управленческой и деловой культуры, а также внесения этического измерения в предпринимательскую деятельность.
Экономическая культура регулирует отношения между людьми на производстве, которые определяются не только отношением к собственности, социальным статусом и должностью, но и сложной системой культурных ценностей, господствующих в обществе.
Менеджмент как система управления производством предполагает активное использование ценностных, социокультурных факторов для повышения эффективности экономической деятельности — с одной стороны, и сам является результатом действия ценностных и мотивационных факторов, сформированных той или иной культурой.
Социокультурные аспекты менеджмента — это ценностные,
244
[стр. 103]

103 Усиление создаваемого имиджа социально-ответственного бизнеса осуществляется за счет подчеркивания приверженности какой-либо общезначимой ценности например, экономического и технического прогресса.
"Дженерал Моторе" декларирует, что "Прогресс — это наш наиболее важный продукт".
Этический кодекс компании "Кока-Кола", строго обязательный для всех служащих в любой стране, где есть филиалы компании, декларирует принцип гражданской ответственности перед обществом как моральный императив деятельности компании, а также "философию честности и целостности".
Всем служащим предписывается действовать в соответствии с культурными и нравственными нормами каждой конкретной страны, уважать ее традиции и законы, но соблюдать требование единства и целостности компании В целом необходимо отметить, что общество и бизнес являются взаимосвязанными системами и оказывают влияние друг на друга.
Социальная ответственность и нравственность предпринимательства как подсистемы общества не может быть независима от общего состояния нравственности и социальной ответственности.
Это объясняется тем, что предпринимательство как институт будет проводить социально-ответственную политику только в том случае, если это будет необходимо для дела, если асоциальная практика предпринимательства будет не только встречать общественное осуждение, но и так или иначе препятствовать деловому успеху.
Существует точка зрения, что социальная ответственность бизнеса сама по себе, изолированно от нравственности и культуры общества в целом не существует, не может быть ответственного и нравственного бизнеса в там, где понятия долга и ответственности девальвированы, альтруистические ценности дезавуированы, социальное служение не является престижной и уважаемой сферой деятельности.
Невозможно ждать проявлений социальной ответственности от предпринимателей в обществе, где в качестве базовых ценностей доминируют индивидуализм и конкуренция, где культ сильной личности не дополняется гуманистическими идеалами, где общественное мнение и средства массовой информации поощряют эгоизм и беззастенчивую наживу.
Напротив, именно заинтересованность общества, взыскательный моральный климат, нетерпимое отношение к эксплуатации, эгоизму, нарушению норм честности и справедливости, уважение к достоинству человека и гуманизм побуждают предпринимателей к ведению социально ответственной политики.
Поэтому проблема социально ответственного честного бизнеса и высокой
культуры хозяйства, столь необходимой для экономического роста — это в

[стр.,104]

104 первую очередь проблемы общего уровня культуры и нравственности.
3.3.
Регуляция отношений внутри сферы хозяйства и предпринимательства
Хозяйственная культура выполняет функции регуляции хозяйственной и предпринимательской деятельности через формирование управленческой и деловой культуры, а также внесения этического измерения в предпринимательскую деятельность.
Хозяйственная культура регулирует отношения между людьми на производстве, которые определяются не только отношением к собственности, социальным статусом и должностью, но и сложной системой культурных ценностей, господствующих в обществе.
Менеджмент как система управления производством предполагает активное использование ценностных, социокультурных факторов для повышения эффективности экономической деятельности — с одной стороны, и сам является результатом действия ценностных и мотивационных факторов, сформированных той или иной культурой.
Социокультурные аспекты менеджмента — это ценностные,
мотивационные, идейные факторы, которые лежат в основе различных традиций управления в современном индустриальном производстве и в ведении бизнеса, это социокультурные нормы и традиции, которыми обусловлены отношения управления и подчинения на производстве.
Культурными особенностями общества обусловлены и те конкретные формы, в которых воплощается искусство менеджмента.
Можно выделить несколько основных социокультурных типов менеджмента: западноевропейский, североамериканский, японский (азиатский), российский и советский.
Специализированная культура управления формировалась постепенно и была связана с господствующими в обществе традициями взаимоотношений людей, нормами господства и подчинения, представлениями о целях и смыслах хозяйственной деятельности, о возможностях самореализации в труде и т.д.
В Западной Европе, в первую очередь в Англии, в основе этого процесса лежали традиции пуританской этики и ремесленных цехов.
Они постепенно утрачивали собственно религиозное содержание и трансформировались в секулярную идеологию "достижения успеха" и гражданской ответственности за выполнение профессионального долга.
Уже в полностью секулярном виде ценности трудолюбия, рациональности, предприимчивости входят в общий социокультурный комплекс западноевропейской и генетически с ней связанной североамериканской цивилизации в качестве базовых и

[Back]