Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 245]

мотивационные, идейные факторы, которые лежат в основе различных традиций управления в современном индустриальном производстве и в ведении бизнеса, это социокультурные нормы и традиции, которыми обусловлены отношения управления и подчинения на производстве.
Культурными особенностями общества обусловлены и те конкретные формы, в которых воплощается искусство менеджмента.
Можно выделить несколько основных социокультурных типов менеджмента: западноевропейский, североамериканский, японский (азиатский), российский и советский.
Специализированная культура управления формировалась постепенно и была связана с господствующими в обществе традициями взаимоотношений людей, нормами господства и подчинения, представлениями о целях и смыслах хозяйственной деятельности, о возможностях самореализации в труде и т.д.
В Западной Европе, в первую очередь в Англии, в основе этого процесса лежали традиции пуританской этики и ремесленных цехов.
Они постепенно утрачивали собственно религиозное содержание и трансформировались в секулярную идеологию «достижения успеха» и гражданской ответственности за выполнение профессионального долга.
Уже в полностью секулярном виде ценности трудолюбия, рациональности, предприимчивости входят в общий социокультурный комплекс западноевропейской и генетически с ней связанной североамериканской цивилизации в качестве базовых и
универсальных ценностей, пронизывающих как высокопрофессиональную предпринимательскую, так и обыденную культуру.
Важнейшей предпосылкой формирования социокультурных предпосылок современного менеджмента было складывание и идейное оформление взаимоотношений классов предпринимателей, управляющих и наемных работников.
Эти отношения складывались по-разному в разных странах и в контекстах разных культур в зависимости от их конкретных традиций.
В Западной Европе эти взаимоотношения складывались путем постепенного завоевания рабочими социальных прав в условиях классовой
245
[стр. 104]

104 первую очередь проблемы общего уровня культуры и нравственности.
3.3.
Регуляция отношений внутри сферы хозяйства и предпринимательства Хозяйственная культура выполняет функции регуляции хозяйственной и предпринимательской деятельности через формирование управленческой и деловой культуры, а также внесения этического измерения в предпринимательскую деятельность.
Хозяйственная культура регулирует отношения между людьми на производстве, которые определяются не только отношением к собственности, социальным статусом и должностью, но и сложной системой культурных ценностей, господствующих в обществе.
Менеджмент как система управления производством предполагает активное использование ценностных, социокультурных факторов для повышения эффективности экономической деятельности — с одной стороны, и сам является результатом действия ценностных и мотивационных факторов, сформированных той или иной культурой.
Социокультурные аспекты менеджмента — это ценностные, мотивационные, идейные факторы, которые лежат в основе различных традиций управления в современном индустриальном производстве и в ведении бизнеса, это социокультурные нормы и традиции, которыми обусловлены отношения управления и подчинения на производстве.
Культурными особенностями общества обусловлены и те конкретные формы, в которых воплощается искусство менеджмента.
Можно выделить несколько основных социокультурных типов менеджмента: западноевропейский, североамериканский, японский (азиатский), российский и советский.
Специализированная культура управления формировалась постепенно и была связана с господствующими в обществе традициями взаимоотношений людей, нормами господства и подчинения, представлениями о целях и смыслах хозяйственной деятельности, о возможностях самореализации в труде и т.д.
В Западной Европе, в первую очередь в Англии, в основе этого процесса лежали традиции пуританской этики и ремесленных цехов.
Они постепенно утрачивали собственно религиозное содержание и трансформировались в секулярную идеологию "достижения успеха" и гражданской ответственности за выполнение профессионального долга.
Уже в полностью секулярном виде ценности трудолюбия, рациональности, предприимчивости входят в общий социокультурный комплекс западноевропейской и генетически с ней связанной североамериканской цивилизации в качестве базовых и


[стр.,105]

105 универсальных ценностей, пронизывающих как высокопрофессиональную предпринимательскую, так и обыденную культуру.
Важнейшей предпосылкой формирования социокультурных предпосылок современного менеджмента было складывание и идейное оформление взаимоотношений классов предпринимателей, управляющих и наемных работников.
Эти отношения складывались по-разному в разных странах и в контекстах разных культур в зависимости от их конкретных традиций.
В Западной Европе эти взаимоотношения складывались путем постепенного завоевания рабочими социальных прав в условиях классовой
борьбы и развития тредюнионистских и социалистических идеологий, то есть в ходе развития взаимоотношений непосредственно между предпринимателями, управляющими и наемными работниками.
В России формирование взаимоотношений классов капиталистического общества шло при активной регуляции со стороны государства, которое с помощью рабочего законодательства определяло их права и обязанности и контролировало их соблюдение.
Государство и царь как его высшее воплощение и персонификация выступали посредником и верховным арбитром в решении конфликтов, к нему, а не к закону и не к предпринимателю апеллировало рабочее движение, поэтому и классовая борьба приняла не социально-экономический, тред-юнионистский, а политический характер, протест против жестокой эксплуатации на производстве революционерам сравнительно легко удалось направить в русло борьбы против государства и капиталистического строя в целом.
В Западной Европе рабочий класс рекрутировался из свободных социальных низов, поэтому отношения рабочих, управляющих и предпринимателей строились на основе формальных правил и законов.
В России — основным источником формирования и пополнения рабочего класса были крепостные крестьяне, поэтому в их отношениях с управляющими и хозяевами был силен элемент непреодолимых сословно-классовых различий.
В то же время, сохранялись устойчивые личные связи, и фабричное производство часто управлялось по типу имения.
Жизнь рабочих строго контролировалась и регламентировалась не только непосредственно на производстве, но и в нерабочее время и в отношениях, не связанных непосредственно с производством.
Так, штрафы — основная форма наказания — налагались мастерами не только за нарушение трудовой дисциплины или технологических норм, но и за агрессивность в коллективе, за обиды и насмешки над товарищами, за употребление бранных слов.
В

[Back]