Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 246]

борьбы и развития тред-юнионистских и социалистических идеологий, то есть в ходе развития взаимоотношений непосредственно между предпринимателями, управляющими и наемными работниками.
В России формирование взаимоотношений классов капиталистического общества шло при активной регуляции со стороны государства, которое с помощью рабочего законодательства определяло их права и обязанности и контролировало их соблюдение.
Государство и царь как его высшее воплощение и персонификация выступали посредником и верховным арбитром в решении конфликтов, к нему, а не к закону и не к предпринимателю апеллировало рабочее движение, поэтому и классовая борьба приняла не социально-экономический, тред-юнионистский, а политический характер, протест против жестокой эксплуатации на производстве революционерам сравнительно легко удалось направить в русло борьбы против государства и капиталистического строя в целом.
В Западной Европе рабочий класс рекрутировался из свободных социальных низов, поэтому отношения рабочих, управляющих и предпринимателей, строились на основе формальных правил и законов.
В России — основным источником формирования и пополнения рабочего класса были крепостные крестьяне, поэтому в их отношениях с управляющими и хозяевами был силен элемент непреодолимых сословно-классовых различий.
В то же время, сохранялись устойчивые личные связи, и фабричное производство часто управлялось по типу имения.
Жизнь рабочих строго контролировалась и регламентировалась не только непосредственно на производстве, но и внерабочее время и в отношениях, не связанных непосредственно с производством.
Так, штрафы — основная форма наказания — налагались мастерами не только за нарушение трудовой дисциплины или технологических норм, но и за агрессивность в коллективе, за обиды и насмешки над товарищами, за употребление бранных слов.
В
рабочих общежитиях-казармах управляющие также строго контролировали поведение работников и штрафовали за бытовые проступки, в том числе за жестокое обращение с женами и детьми, за пьянство не только на рабочем месте, но и в заводских общежитиях, за шум и азартные игры, а 246
[стр. 105]

105 универсальных ценностей, пронизывающих как высокопрофессиональную предпринимательскую, так и обыденную культуру.
Важнейшей предпосылкой формирования социокультурных предпосылок современного менеджмента было складывание и идейное оформление взаимоотношений классов предпринимателей, управляющих и наемных работников.
Эти отношения складывались по-разному в разных странах и в контекстах разных культур в зависимости от их конкретных традиций.
В Западной Европе эти взаимоотношения складывались путем постепенного завоевания рабочими социальных прав в условиях классовой борьбы и развития тредюнионистских и социалистических идеологий, то есть в ходе развития взаимоотношений непосредственно между предпринимателями, управляющими и наемными работниками.
В России формирование взаимоотношений классов капиталистического общества шло при активной регуляции со стороны государства, которое с помощью рабочего законодательства определяло их права и обязанности и контролировало их соблюдение.
Государство и царь как его высшее воплощение и персонификация выступали посредником и верховным арбитром в решении конфликтов, к нему, а не к закону и не к предпринимателю апеллировало рабочее движение, поэтому и классовая борьба приняла не социально-экономический, тред-юнионистский, а политический характер, протест против жестокой эксплуатации на производстве революционерам сравнительно легко удалось направить в русло борьбы против государства и капиталистического строя в целом.
В Западной Европе рабочий класс рекрутировался из свободных социальных низов, поэтому отношения рабочих, управляющих и предпринимателей строились на основе формальных правил и законов.
В России — основным источником формирования и пополнения рабочего класса были крепостные крестьяне, поэтому в их отношениях с управляющими и хозяевами был силен элемент непреодолимых сословно-классовых различий.
В то же время, сохранялись устойчивые личные связи, и фабричное производство часто управлялось по типу имения.
Жизнь рабочих строго контролировалась и регламентировалась не только непосредственно на производстве, но и в нерабочее время и в отношениях, не связанных непосредственно с производством.
Так, штрафы — основная форма наказания — налагались мастерами не только за нарушение трудовой дисциплины или технологических норм, но и за агрессивность в коллективе, за обиды и насмешки над товарищами, за употребление бранных слов.
В


[стр.,106]

106 рабочих общежитиях-казармах управляющие также строго контролировали поведение работников и штрафовали за бытовые проступки, в том числе за жестокое обращение с женами и детьми, за пьянство не только на рабочем месте, но и в заводских общежитиях, за шум и азартные игры, а также за нечистоту в помещениях.
На многих предприятиях контролировалось соблюдение рабочими религиозных обычаев: их подвергали штрафам за непосещение церкви по воскресеньям и в праздники.
Формирование культуры менеджмента в США, на родине научного менеджмента, шло особым образом, отличным от Западной Европы, несмотря на сходство и генетическое единство культур.
В контексте культуры “сильной личности” преуспевший человек уже в силу самого своего успеха приобретает не только престиж и положение в обществе, но и моральное право управлять теми, кто оказался аутсайдером.
Отношения хозяев и менеджеров с одной стороны и рабочих — с другой на первоначальном этапе становления американской промышленности осознавались именно как закономерное и оправданное господство преуспевших людей над неудачниками.
Подобно тому как в протестантской этике между избранными и отверженными лежит непреодолимая пропасть, между победителями и аутсайдерами в жизни лежит труднопреодолимый психологический барьер, разделяющий также хозяев и управляющих и наемных рабочих.
Последние лишаются не формального, а морального права претендовать на льготы и помощь, а уж тем более на участие в управлении, долю прибыли и т.д.
Таким образом, складывающаяся система отношений оказывается весьма жесткой и антагонистичной, и в начале XX в.
Америку потряс ряд выступлений рабочих против жестокой эксплуатации и унижения.
В начале XX в.
началось постепенное смягчение идеологии сильной личности.
Оно сопровождалось и изменениями представлений о культуре управления (и общения вообще).
Одним из самых ярких выражений этого изменения стали работы Д.
Карнэги, увидевшие свет в 20-е годы и имевшие огромную популярность: в них, по сути, разворачивалась новая концепция взаимоотношения между людьми в деловом общении и управлении.
На место борьбы за существование как фундаментального общественного отношения поставлено взаимовыгодное сотрудничество, на место успеха как самодовлеющей ценности приходит успех как постепенное движение вверх на основе способностей, образования и квалификации, на место ориентации рабочих на повышение оплаты труда при безразличии к его конкретному содержанию приходит ориентация на получение удовлетворения от хорошо сделанной работы.
Управление из системы

[Back]