также за нечистоту в помещениях. На многих предприятиях контролировалось соблюдение рабочими религиозных обычаев: их подвергали штрафам за непосещение церкви по воскресеньям и в праздники. Формирование культуры менеджмента в США, на родине научного менеджмента, шло особым образом, отличным от Западной Европы, несмотря на сходство и генетическое единство культур. В контексте культуры «сильной личности» преуспевший человек уже в силу самого своего успеха приобретает не только престиж и положение в обществе, но и моральное право управлять теми, кто оказался аутсайдером. Отношения хозяев и менеджеров с одной стороны и рабочих — с другой на первоначальном этапе становления американской промышленности осознавались именно как закономерное и оправданное господство преуспевших людей над неудачниками. Подобно тому, как в протестантской этике между избранными и отверженными лежит непреодолимая пропасть, между победителями и аутсайдерами в жизни лежит труднопреодолимый психологический барьер, разделяющий также хозяев и управляющих и наемных рабочих. Последние лишаются не формального, а морального права претендовать на льготы и помощь, а уж тем более на участие в управлении, долю прибыли и т.д. Таким образом, складывающаяся система отношений оказывается весьма жесткой и антагонистичной, и в начале XX в. Америку потряс ряд выступлений рабочих против жестокой эксплуатации и унижения. В начале XX в. началось постепенное смягчение идеологии сильной личности. Оно сопровождалось и изменениями представлений о культуре управления (и общения вообще). Одним из самых ярких выражений этого изменения стали работы Д. Карнэги, увидевшие свет в 20-е годы и имевшие огромную популярность: в них, по сути, разворачивачась новая концепция взаимоотношения между людьми в деловом общении и управлении. На место борьбы за существование как фундаментального общественного отношения поставлено взаимовыгодное сотрудничество, на место успеха как самодовлеющей ценности приходит успех как постепенное движение вверх на основе способностей, образования и 247 |
106 рабочих общежитиях-казармах управляющие также строго контролировали поведение работников и штрафовали за бытовые проступки, в том числе за жестокое обращение с женами и детьми, за пьянство не только на рабочем месте, но и в заводских общежитиях, за шум и азартные игры, а также за нечистоту в помещениях. На многих предприятиях контролировалось соблюдение рабочими религиозных обычаев: их подвергали штрафам за непосещение церкви по воскресеньям и в праздники. Формирование культуры менеджмента в США, на родине научного менеджмента, шло особым образом, отличным от Западной Европы, несмотря на сходство и генетическое единство культур. В контексте культуры “сильной личности” преуспевший человек уже в силу самого своего успеха приобретает не только престиж и положение в обществе, но и моральное право управлять теми, кто оказался аутсайдером. Отношения хозяев и менеджеров с одной стороны и рабочих — с другой на первоначальном этапе становления американской промышленности осознавались именно как закономерное и оправданное господство преуспевших людей над неудачниками. Подобно тому как в протестантской этике между избранными и отверженными лежит непреодолимая пропасть, между победителями и аутсайдерами в жизни лежит труднопреодолимый психологический барьер, разделяющий также хозяев и управляющих и наемных рабочих. Последние лишаются не формального, а морального права претендовать на льготы и помощь, а уж тем более на участие в управлении, долю прибыли и т.д. Таким образом, складывающаяся система отношений оказывается весьма жесткой и антагонистичной, и в начале XX в. Америку потряс ряд выступлений рабочих против жестокой эксплуатации и унижения. В начале XX в. началось постепенное смягчение идеологии сильной личности. Оно сопровождалось и изменениями представлений о культуре управления (и общения вообще). Одним из самых ярких выражений этого изменения стали работы Д. Карнэги, увидевшие свет в 20-е годы и имевшие огромную популярность: в них, по сути, разворачивалась новая концепция взаимоотношения между людьми в деловом общении и управлении. На место борьбы за существование как фундаментального общественного отношения поставлено взаимовыгодное сотрудничество, на место успеха как самодовлеющей ценности приходит успех как постепенное движение вверх на основе способностей, образования и квалификации, на место ориентации рабочих на повышение оплаты труда при безразличии к его конкретному содержанию приходит ориентация на получение удовлетворения от хорошо сделанной работы. Управление из системы |