Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 262]

невозможно предусмотреть гигантское разнообразие практических ситуаций.
Фактически существовала иная экономика, действующая по другим правилам».

[182] В экономике доминировали вертикальные связи, и отношения между ее субъектами строились часто на личных неформальных (и не оформляемых официально) связях и соглашениях между руководителями.
Фактическая ответственность конкретного работника зачастую не совпадала с должностными инструкциями, а определялась ситуативно, в зависимости от традиций и обстоятельств.

Экономическая культура осуществляет этическую регуляцию внутри сферы предпринимательства, формируя деловую этику.
Под деловой этикой подразумевается нравственный аспект отношений между участниками делового предприятия.
Сюда входят отношения между предпринимателями в контексте горизонтальных рыночных связей, т.е.
между партнерами, акционерами, продавцами и покупателями, производителями товаров и услуг и их клиентами и т.д., а также вертикальных связей между работодателями, менеджерами и наемными работниками.
Специфика деловой
этики состоит в том, что ее субъектом выступают не только отдельные индивиды (как в классически понимаемой этике, приложимой всегда к личности), но и целые фирмы, действия которых могут рассматриваться с точки зрения нравственности.
Таким образом, субъект этики бизнеса может быть коллективным.
Деловую этику часто называют этикой бизнеса.
Необходимо уточнить употребление этих понятий.
Понятие этики бизнеса является более широким и в современной западной научной литературе
это и социокультурные аспекты взаимоотношений бизнеса и общества, а также в самом широком смысле вся совокупность ценностей и норм, определяющих и регулирующих предпринимательскую деятельность (что является предметом исследования экономической культуры в целом).
[292] Главной проблемой собственно деловой этики является исследование общих нравственных предпосылок деловой жизни, а также включение нравственного измерения во взаимоотношения ее участников.
262
[стр. 119]

119 хозяйственная жизнь регламентировалась спускаемыми сверху планами, разнарядками и т.д., в основе деловой культуры необходимо должны были лежать ценности исполнительности и ответственности.
В экстремальных ситуациях — во время войны, восстановления хозяйства, когда ценности и устремления народа совпадали с политикой государства, исполнительность и ответственность становились глубокими внутренними ценностями и способствовали эффективности функционирования хозяйственной системы.
Однако в период застоя в 70—80-е гг., когда директивная система встала все больше обнаруживать расхождения с реальной жизнью, исполнительность обернулась равнодушием и безынициативностью, а ответственность приняла формальный, внешний по отношению к личности характер.
Детальное планирование оказалось ненадежным средством для избегания диспропорций и неопределенности в экономике, поскольку "Централизованное планирование навязывало рамки, в которые реальность не помещалась и жила по-своему.
Параллельно существовали два мира: условный и действительный.
Раздвоение вносило неопределенность в социальный порядок.
Например, производственные планы были довольно строгими, освещались авторитетом закона, решениями пленумов ЦК КПСС, контролировались Госпланом.
Но они же чаще всего и не выполнялись, ибо были невыполнимы: из единого центра невозможно предусмотреть гигантское разнообразие практических ситуаций.
Фактически существовала иная экономика, действующая по другим правилам"1
В экономике доминировали вертикальные связи, и отношения между ее субъектами строились часто на личных неформальных (и не оформляемых официально) связях и соглашениях между руководителями.
Фактическая ответственность конкретного работника зачастую не совпадала с должностными инструкциями, а определялась ситуативно, в зависимости от традиций и обстоятельств.

Хозяйственная культура осуществляет этическую регуляцию внутри сферы предпринимательства, формируя деловую этику.
Под деловой этикой подразумевается нравственный аспект отношений между участниками делового предприятия.
Сюда входят отношения между предпринимателями в контексте горизонтальных рыночных связей, т.е.
между партнерами, акционерами, продавцами и покупателями, производителями товаров и услуг и их клиентами и т.д., а также вертикальных связей между работодателями, менеджерами и наемными работниками.
Специфика деловой
1 1 А.И.
Пригожим.
Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования, 1995, № 9, с.
76.


[стр.,120]

120 этики состоит в том, что ее субъектом выступают не только отдельные индивиды (как в классически понимаемой этике, приложимой всегда к личности), но и целые фирмы, действия которых могут рассматриваться сточки зрения нравственности.
Таким образом, субъект этики бизнеса может быть коллективным.
Деловую этику часто называют этикой бизнеса.
Необходимо уточнить употребление этих понятий.
Понятие этики бизнеса является более широким и в современной западной научной литературе
помимо собственно деловой этики и социокультурные аспекты взаимоотношений бизнеса и общества, а также в самом широком смысле всю совокупность ценностей и норм, определяющих и регулирующих предпринимательскую деятельность (что является предметом исследования функций хозяйственной культуры в целом)1.
Главной проблемой собственно деловой этики является исследование общих нравственных предпосылок деловой жизни, а также включение нравственного измерения во взаимоотношения ее участников.

Нравственный характер деловой жизни на протяжении добуржуазного периода ее истории ставился под сомнение.
В христианских странах Запада, ставших затем колыбелью капиталистического рынка, такие формы предпринимательства, как ростовщичество и банковское дело, торговля, и даже использование наемного труда в мануфактурном производстве подвергались суровым религиозным и нравственным репрессиям.
В европейском средневековье не верили в добропорядочность и честность делового человека: "Он покупает за одну цену, а продает товар за более высокую.
Здесь таятся возможности обмана и неправедной наживы, и богословы охотно вспоминали слова Иоанна Златоуста: "Ремесло купца неугодно Богу.
Ибо, по словам отцов церкви, трудно, чтобы в отношениях купли-продажи не затесался грех" 1 2.
Фома Аквинский говорил, что "Торговля имеет в себе нечто постыдное", предполагая, что прибыль не может получаться без обмана и несправедливости.
На уровне народного сознания непризнание нравственности деловых людей и деловой жизни зафиксировалось в пословицах типа "Не обманешь — не продашь".
1 Business, Religion and Ethics.
Cambridge, 1982, p.
214.
2 Гуревич А.Я.
Средневековый купец//Одиссей.
М., 1990, с.
100.

[Back]