философ Бентам создал философию утилитаризма, провозглашающую полезность основной ценность и движущим мотивом человеческого поведения. В качестве нравственного идеала утилитаризм признавал «наибольшее счастье наибольшего числа людей», а критерием нравственности — достижение выгоды, удовольствия, добра и счастья. Индивидуальные интересы рассматриваются Бентамом как единственно реальные, общественные интересы сводятся к совокупности индивидуальных. В 70-х годах XIX в. в Америке были сформулированы основные принципы философии прагматизма, рассматривавшего мораль как продукт конкретного человеческого опыта и видевший критерием добра удовлетворение осознанных потребностей. А так как потребностей много, то для достижения гармонии необходим компромисс, т.е. удовлетворение максимально возможного количества потребностей при минимизации жалоб. Таким образом, удовлетворение потребности в богатстве и успехе уравновешивается удовлетворением потребности общества в экономическом развитии и производстве материальных благ и услуг и в создании рабочих мест. Современные специалисты в области деловой этики исходят из того, что экономическая жизнь слишком сложна и многогранна, затрагивает личные и совокупные интересы и мотивы слишком большого числа людей, чтобы к ней можно было подходить с единой и универсальной шкалой оценок, с позиций только добра или зла. Применительно к сфере предпринимательства и деловой жизни, как и к политике, социальным отношениям и даже к религиозной истории нельзя дать однозначного заключения об абсолютной предпочтительности одних типов поведения и организации и абсолютной недопустимости других. Альтруизм и эгоизм, гуманное и антигуманное, общественное и антиобщественное столь тесно переплетены в деловой жизни, что, по мнению канадского ученого Д. Брейбрука о ней можно судить лишь как о неком конкретном «среднем типе» нравственного поведения. Как подчеркивает Д. Брейбрук в своей известной работе «Этика в мире бизнеса», оценка поступков в сфере деловой жизни возможна не с однозначных позиций абсолютного добра или зла, а как совокупности 264 |
121 Занятие ростовщичеством накладывало на человека ничем не смываемое нравственное пятно. Немецкий проповедник и философ Бертольд Регенсбургский в своем обращении к ростовщику говорит: "Ты можешь принять крест у папы, переплыть море, сражаться с язычниками, отвоевать святой Гроб, погибнуть за Божье дело и даже лечь в святой Гроб, и тем не менее при всей твоей святости душа твоя погибла"1. Радикальные изменения в представлениях о нравственном облике европейского делового человека произошли с распространением протестантской этики. Нравственная легитимизация богатства и успеха как признаков богоизбранности и стремления к наживе как служения Богу привела к признанию нравственного достоинства деловой жизни. В XIX вв появились философские и нравственные теории, не только оправдывающие стремление к выгоде, успеху и богатству, но и провозглашающие такие установки универсальным стандартом нравственности. Английский философ Бентам создал философию утилитаризма, провозглашающую полезность основной ценность и движущим мотивом человеческого поведения. В качестве нравственного идеала утилитаризм признавал "наибольшее счастье наибольшего числа людей", а критерием нравственности — достижение выгоды, удовольствия, добра и счастья. Индивидуальные интересы рассматриваются Бентамом как единственно реальные, общественные интересы сводятся к совокупности индивидуальных. В 70-х годах XIX в. в Америке были сформулированы основные принципы философии прагматизма, рассматривавшего мораль как продукт конкретного человеческого опыта и видевший критерием добра удовлетворение осознанных потребностей. А так как потребностей много, то для достижения гармонии необходим компромисс, т.е. удовлетворение максимально возможного количества потребностей при минимизации жалоб. Таким образом, удовлетворение потребности в богатстве и успехе уравновешивается удовлетворением потребности общества в экономическом развитии и производстве материальных благ и услуг и в создании рабочих мест. Современные специалисты в области деловой этики исходят из того, что экономическая жизнь слишком сложна и многогранна, затрагивает личные и совокупные интересы и мотивы слишком большого числа людей, чтобы к ней можно было подходить с единой и универсальной шкалой оценок, с позиций только добра или зла. Применительно к сфере предпринимательства и деловой жизни, как и к политике. 1 Цит. по: там же, с. 104. 122 социальным отношениям и даже к религиозной истории нельзя дать однозначного заключения об абсолютной предпочтительности одних типов поведения и организации и абсолютной недопустимости других. Альтруизм и эгоизм, гуманное и антигуманное, общественное и антиобщественное столь тесно переплетены в деловой жизни, что по мнению канадского ученого Д. Брейбрука о ней можно судить лишь как о неком конкретном "среднем типе" нравственного поведения. Как подчеркивает Д. Брейбрук в своей известной работе "Этика в мире бизнеса", оценка поступков с сфере деловой жизни возможна не с однозначных позиций абсолютного добра или зла, а как совокупности эгоистических и альтруистических тенденций. Такую модель деловой этики Д. Брейбрук назвал "принципом триплета"1 В качестве основных измерений или аспектов деловой этики можно выделить горизонтальные отношения между предпринимателями и фирмами — партнерами и конкурентами; отношения деловых людей с клиентами и покупателями; вертикальные отношения между фирмами и наемными служащими. Основными нравственными проблемами во взаимоотношениях между предпринимателями и фирмами — партнерами на свободном рынке являются надежность партнеров и скрупулезное выполнение контрактов, честность и доверие между партнерами, а также корректное отношение к конкурентам. Доверие между партнерами и их надежность являются важными предпосылками успешного бизнеса. И в истории становления деловой культуры честность и надежность всегда выступала как основная добродетель делового человека, залог его репутации. Поддержание же репутации гарантирует стабильность деловых связей. В современной деловой культуре соблюдение контрактов поддерживается правовыми механизмами, которые, однако, не могут охватить все аспекты и нюансы деловых отношений. Поэтому такие нравственные качества, как честность, надежность, доверие сохраняют свою значимость. Конкуренция является необходимым элементом свободного рынка, наиболее устойчиво связанным с ценностями свободы, инициативы, успеха, с достижительными и либеральными ценностями вообще. Конкуренция оценивается как воплощение свободы личности в сфере экономики, основа динамики рынка, его гибкости и функционального соответствия потребностям общества. Главной предпосылкой конкуренции является 1 Braybrooke D. Ethics in the World of Business. N.Y., 1983. |