Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 269]

нормальными человеческими, доброжелательными и дружескими отношениями с сослуживцами или реализацией собственных карьерных, по сути эгоистических устремлений.
Однако необходимо учитывать и тот факт, что атмосфера противостояния, соперничества, недоброжелательности и обостренного эгоизма часто приводит не к росту деловой эффективности, а к ухудшению психологической атмосферы и как следствие — ухудшению работы.
Защитники жесткой конкуренции между служащими в сфере бизнеса ссылаются на тот факт, что достижительные ориентации, соперничество поддерживаются также и в сферах военной службы, искусства, науки и т.д.
и реально способствуют выдвижению сильнейших и лучших, что, бесспорно, способствует прогрессу дела.
В целом эта этическая проблема требует конкретного решения, которое было бы ориентировано на поддержание разумного баланса между высокими достижительными ориентациями
служащих и доброжелательной, неконфликтной атмосферой на фирме.
Современные представления о правах наемных работников, а также растущая потребность общества в открытости и свободной информации требует пересмотра традиционных взглядов на нравственные обязательства сотрудников перед фирмами.
При неизменном требовании лояльности и дисциплины все больше признается право наемных работников на относительную нравственную независимость от компании и линию поведения, преследующую собственные нравственные идеалы.
Современный нравственный идеал предполагает ведение бизнеса, обеспечивающее соблюдение моральных норм предпринимателям и наемным работникам, даже если это идет вразрез с интересами фирмы и признает необходимость защиты прав наемных работников на независимое нравственное поведение.
Вслед за определением основных проблем деловой этики встает проблема возможности и способов ее поддержания.
Вопрос состоит в том, способен ли деловой мир поддерживать этику на высоком уровне, или его собственные принципы постоянно провоцируют ее нарушения; и каким образом может быть обеспечено устойчивое включение нравственного измерения в деловую практику.

269
[стр. 125]

125 Брейбрук в своей "Этике в мире бизнеса" по этому поводу отмечает, что гедонистические мотивы и побуждения должны быть ограничены определенными ролевыми нишами.
Конфликты между моральными ценностями индивида и его ответственностью перед фирмой возникают вследствие существования у людей противоречивых мотивов и систем ценностей — чувство долга, благодарность, лояльность, достижительные ориентации, и дружба, симпатия и т.п.
Нравственные обязанности наемных работников и менеджеров перед фирмой предполагают лояльность и дисциплину.
Например, в случае предстоящих массовых увольнений или финансового краха имеет ли осведомленный служащий моральное право предупредить тех людей, с которыми он связан дружескими чувствами, чтобы смягчить для них последствия кризиса, или он должен соблюдать тайну, как ему предписано руководством? Традиционные представления о лояльности фирме состоят в предпочтении нравственных обязанностей перед фирмой всем другим обязанностям и интересам.
Другим истоком конфликта ценностей являются гипертрофированные достижительные ориентации (успех, лидерство, карьера и т.д.) , которые многие фирмы культивируют в целях поддержания высокой эффективности культивируют среди своих сотрудников.
Сознательно создается и поддерживается атмосфера соперничества за право остаться на работе или продвигаться по служебной лестнице, порождающая не только стремление проявить себя с наилучшей стороны, но и опередить коллег, порой в жесткой борьбе без оглядки на нормы морали и порядочности.
В таких условиях перед личностью встает выбор между нормальными человеческими, доброжелательными и дружескими отношениями с сослуживцами или реализацией собственных карьерных, по сути эгоистических устремлений.
Однако необходимо учитывать и тот факт, что атмосфера противостояния, соперничества, недоброжелательности и обостренного эгоизма часто приводит не к росту деловой эффективности, а к ухудшению психологической атмосферы и как следствие — ухудшению работы.
Защитники жесткой конкуренции между служащими в сфере бизнеса ссылаются на тот факт, что достижительные ориентации, соперничество поддерживаются также и в сферах военной службы, искусства, науки и т.д.
и реально способствуют выдвижению сильнейших и лучших, что, бесспорно, способствует прогрессу дела.
В целом эта этическая проблема требует конкретного решения, которое было бы ориентировано на поддержание разумного баланса между высокими достижительными ориентациями


[стр.,126]

126 служащих и доброжелательной, неконфликтной атмосферой на фирме.
Современные представления о правах наемных работников, а также растущая потребность общества в открытости и свободной информации требует пересмотра традиционных взглядов на нравственные обязательства сотрудников перед фирмами.
При неизменном требовании лояльности и дисциплины все больше признается право наемных работников на относительную нравственную независимость от компании и линию поведения, преследующую собственные нравственные идеалы.
Современный нравственный идеал предполагает ведение бизнеса, обеспечивающее соблюдение моральных норм предпринимателям и наемным работникам даже если это идет вразрез с интересами фирмы и признает необходимость защиты прав наемных работников на независимое нравственное поведение.
Вслед за определением основных проблем деловой этики встает проблема возможности и способов ее поддержания.
Вопрос состоит в том, способен ли деловой мир поддерживать этику на высоком уровне, или его собственные принципы постоянно провоцируют ее нарушения; и каким образом может быть обеспечено устойчивое включение нравственного измерения в деловую практику.

Часто встречается точка зрения, что свободный рынок как саморегулирующаяся система способен сам поддерживать нравственное поведение на должном уровне, ибо те, кто нарушает правила рыночной игры, отступают от норм честности, добросовестности, справедливости, в конечном итоге теряет доверие партнеров и клиентов и терпит поражение в конкурентной борьбе.
Как подчеркивает известный американский социолог А.
Этциони, взаимодействие между субъектами легального рынка основывается на разветвленной сети доверительных отношений, воспринимаемых как моральный долг.
Доверие и честность, надежность в выполнении договоров облегчают и удешевляют деловые взаимосвязи, там, где надежность и доверие слабы, приходится прибегать юридическом оформлению договоров, контролю за их выполнением, или даже к помощи специальных служб, осуществляющих такой контроль.
Свободный рынок, по мнению Этциони, процветает там, где нравственные и социальные ценности достаточно сильны, чтобы ограничивать и пресекать аморальную и асоциальную деловую практику, но, в то же время, не перекрывают здоровые достижительные ориентации1.
Однако, с другой стороны, необходимые для развития свободной конкуренции 1 Etzioni A.
The Moral Dimcnsoin // Toward the New Economics, 1990, № 9, pp.
208—209.

[Back]