Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 270]

Часто встречается точка зрения, что свободный рынок как саморегулирующаяся система способен сам поддерживать нравственное поведение на должном уровне, ибо те, кто нарушает правила рыночной игры, отступают от норм честности, добросовестности, справедливости, в конечном итоге теряет доверие партнеров и клиентов и терпит поражение в конкурентной борьбе.
Как подчеркивает известный американский социолог А.
Этциони, взаимодействие между субъектами легального рынка основывается на разветвленной сети доверительных отношений, воспринимаемых как моральный долг.
Доверие и честность, надежность в выполнении договоров облегчают и удешевляют деловые взаимосвязи, там, где надежность и доверие слабы, приходится прибегать юридическом оформлению договоров, контролю за их выполнением, или даже к помощи специальных служб, осуществляющих такой контроль.
Свободный рынок, по мнению Этциони, процветает там, где нравственные и социальные ценности достаточно сильны, чтобы ограничивать и пресекать аморальную и асоциальную деловую практику, но, в то же время, не перекрывают здоровые достижительные ориентации.

[303] Однако, с другой стороны, необходимые для развития свободной конкуренции достижительные ценности, ориентации на успех, обогащение, карьеру, соперничество, часто выходящее за рамки «мирного соревнования» делают сферу бизнеса зоной «морального риска», способствуют постоянному воспроизведению здесь разнообразных нарушений нравственных норм.
Поэтому многие практики и теоретики бизнеса считают, что деловая этика нуждается в сознательной поддержке.
Многие фирмы принимают внутренние этические кодексы, предписывающие определенные нормы и правила поведения, приверженность определенным ценностям и обязательные для соблюдения всеми служащими.
Этические кодексы предназначены для того, чтобы сделать определенные нормы деловой этики не просто предметом свободного выбора (или не выбора?) служащих, а придать им институциональный характер.

270
[стр. 126]

126 служащих и доброжелательной, неконфликтной атмосферой на фирме.
Современные представления о правах наемных работников, а также растущая потребность общества в открытости и свободной информации требует пересмотра традиционных взглядов на нравственные обязательства сотрудников перед фирмами.
При неизменном требовании лояльности и дисциплины все больше признается право наемных работников на относительную нравственную независимость от компании и линию поведения, преследующую собственные нравственные идеалы.
Современный нравственный идеал предполагает ведение бизнеса, обеспечивающее соблюдение моральных норм предпринимателям и наемным работникам даже если это идет вразрез с интересами фирмы и признает необходимость защиты прав наемных работников на независимое нравственное поведение.
Вслед за определением основных проблем деловой этики встает проблема возможности и способов ее поддержания.
Вопрос состоит в том, способен ли деловой мир поддерживать этику на высоком уровне, или его собственные принципы постоянно провоцируют ее нарушения; и каким образом может быть обеспечено устойчивое включение нравственного измерения в деловую практику.
Часто встречается точка зрения, что свободный рынок как саморегулирующаяся система способен сам поддерживать нравственное поведение на должном уровне, ибо те, кто нарушает правила рыночной игры, отступают от норм честности, добросовестности, справедливости, в конечном итоге теряет доверие партнеров и клиентов и терпит поражение в конкурентной борьбе.
Как подчеркивает известный американский социолог А.
Этциони, взаимодействие между субъектами легального рынка основывается на разветвленной сети доверительных отношений, воспринимаемых как моральный долг.
Доверие и честность, надежность в выполнении договоров облегчают и удешевляют деловые взаимосвязи, там, где надежность и доверие слабы, приходится прибегать юридическом оформлению договоров, контролю за их выполнением, или даже к помощи специальных служб, осуществляющих такой контроль.
Свободный рынок, по мнению Этциони, процветает там, где нравственные и социальные ценности достаточно сильны, чтобы ограничивать и пресекать аморальную и асоциальную деловую практику, но, в то же время, не перекрывают здоровые достижительные ориентации1.

Однако, с другой стороны, необходимые для развития свободной конкуренции
1 Etzioni A.
The Moral Dimcnsoin // Toward the New Economics, 1990, № 9, pp.
208—209.


[стр.,127]

127 достижительные ценности, ориентации на успех, обогащение, карьеру, соперничество, часто выходящее за рамки "мирного соревнования" делают сферу бизнеса зоной "морального риска", способствуют постоянному воспроизведению здесь разнообразных нарушений нравственных норм.
Поэтому многие практики и теоретики бизнеса считают, что деловая этика нуждается в сознательной поддержке.
Многие фирмы принимают внутренние этические кодексы, предписывающие определенные нормы и правила поведения, приверженность определенным ценностям и обязательные для соблюдения всеми служащими.
Этические кодексы предназначены для того, чтобы сделать определенные нормы деловой этики не просто предметом свободного выбора (или не-выбора?) служащих, а придать им институциональный характер.

Например, этический кодекс компании "Кока-Кола" имеет силу закона, строго обязателен для всех служащих в любой стране, где есть филиалы компании.
В основе этого кодекса лежит принцип честности и целостности, которым должны руководствоваться все служащие.
Им предписывается уважать законы и традиции любой страны, но соблюдать при этом требование единства и целостности компании, исповедовать абсолютную лояльность к ней.
Служащим строго запрещается иметь свой частный интерес в делах поставщиков, клиентов или конкурентов.
Другим необходимым требованием к служащим является честность и открытость информации о состоянии дел: строго наказывается дача необъективной картины в финансовой и маркетинговой отчетности, даже если в ней не было злого или корыстного умысла1 11.
Внешним средством контроля за соблюдением общих норм деловой этики являются стихийные или организованные санкции предпринимательских кругов и широкой общественности в случае их нарушения: словесное или печатное одобрение или неодобрение, доброжелательные или недоброжелательные слухи, улучшение или ухудшение репутации и т.д.
Практика показывает, что включение этического измерения в деловую жизнь определяется прагматическими мотивами: когда оно полезно для дела и выгодно, тогда приверженность нравственным ценностям воплощается в ее практике, а когда нет — этика остается пустой декларацией.
И обеспечение высокого нравственного уровня деловой жизни зависит не только от самих предпринимателей (т.е.
людей, 1 См.: Этика бизнеса.
Межкультурные аспекты (Материалы международного симпозиума.
Москва, 11 — 14 июня 1991 г.) М., 1992.

[Back]