Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 271]

Например, этический кодекс компании «Кока-Кола» имеет силу закона, строго обязателен для всех служащих в любой стране, где есть филиалы компании.
В основе этого кодекса лежит принцип честности и целостности, которым должны руководствоваться все служащие.
Им предписывается уважать законы и традиции любой страны, но соблюдать при этом требование единства и целостности компании, исповедовать абсолютную лояльность к ней.
Служащим строго запрещается иметь свой частный интерес в делах поставщиков, клиентов или конкурентов.
Другим необходимым требованием к служащим является честность и открытость информации о состоянии дел: строго наказывается дача необъективной картины в финансовой и маркетинговой отчетности, даже если в ней не было злого или корыстного умысла.

[278] Внешним средством контроля за соблюдением общих норм деловой этики являются стихийные или организованные санкции предпринимательских кругов и широкой общественности в случае их нарушения: словесное или печатное одобрение или неодобрение, доброжелательные или недоброжелательные слухи, улучшение или ухудшение репутации и т.д.
Практика показывает, что включение этического измерения в деловую жизнь определяется прагматическими мотивами: когда оно полезно для дела и выгодно, тогда приверженность нравственным ценностям воплощается в ее практике, а когда нет — этика остается пустой декларацией.
И обеспечение высокого нравственного уровня деловой жизни зависит не только от самих предпринимателей (т.е.
людей,
ориентированных, прежде всего прагматически), но и от уровня нравственности в обществе в целом.
Практически везде существует нелегальный криминальный и полукриминальный бизнес, не только аморальный, но и преступный, однако занимаемая им социально-экономическая ниша, его доля в предпринимательском сообществе в целом определяется состоянием общества.
В условиях экономической и политической стабильности, растущего благосостояния народа (а не горстки нуворишей), устойчивой системы ценностей и норм поведения, этика делового мира также поддерживается на высоком уровне.
В кризисные и переломные моменты истории, когда экономика находится в
271
[стр. 127]

127 достижительные ценности, ориентации на успех, обогащение, карьеру, соперничество, часто выходящее за рамки "мирного соревнования" делают сферу бизнеса зоной "морального риска", способствуют постоянному воспроизведению здесь разнообразных нарушений нравственных норм.
Поэтому многие практики и теоретики бизнеса считают, что деловая этика нуждается в сознательной поддержке.
Многие фирмы принимают внутренние этические кодексы, предписывающие определенные нормы и правила поведения, приверженность определенным ценностям и обязательные для соблюдения всеми служащими.
Этические кодексы предназначены для того, чтобы сделать определенные нормы деловой этики не просто предметом свободного выбора (или не-выбора?) служащих, а придать им институциональный характер.
Например, этический кодекс компании "Кока-Кола" имеет силу закона, строго обязателен для всех служащих в любой стране, где есть филиалы компании.
В основе этого кодекса лежит принцип честности и целостности, которым должны руководствоваться все служащие.
Им предписывается уважать законы и традиции любой страны, но соблюдать при этом требование единства и целостности компании, исповедовать абсолютную лояльность к ней.
Служащим строго запрещается иметь свой частный интерес в делах поставщиков, клиентов или конкурентов.
Другим необходимым требованием к служащим является честность и открытость информации о состоянии дел: строго наказывается дача необъективной картины в финансовой и маркетинговой отчетности, даже если в ней не было злого или корыстного умысла1
11.
Внешним средством контроля за соблюдением общих норм деловой этики являются стихийные или организованные санкции предпринимательских кругов и широкой общественности в случае их нарушения: словесное или печатное одобрение или неодобрение, доброжелательные или недоброжелательные слухи, улучшение или ухудшение репутации и т.д.
Практика показывает, что включение этического измерения в деловую жизнь определяется прагматическими мотивами: когда оно полезно для дела и выгодно, тогда приверженность нравственным ценностям воплощается в ее практике, а когда нет — этика остается пустой декларацией.
И обеспечение высокого нравственного уровня деловой жизни зависит не только от самих предпринимателей (т.е.
людей,
1 См.: Этика бизнеса.
Межкультурные аспекты (Материалы международного симпозиума.
Москва, 11 — 14 июня 1991 г.) М., 1992.


[стр.,128]

128 ориентированных прежде всего прагматически), но и от уровня нравственности в обществе в целом.
Практически везде существует нелегальный криминальный и полукриминальный бизнес, не только аморальный, но и преступный, однако занимаемая им социально-экономическая ниша, его доля в предпринимательском сообществе в целом определяется состоянием общества.
В условиях экономической и политической стабильности, растущего благосостояния народа (а не горстки нуворишей), устойчивой системы ценностей и норм поведения, этика делового мира также поддерживается на высоком уровне.
В кризисные и переломные моменты истории, когда экономика находится в
состоянии упадка, массы народа бедствуют, система ценностей подорвана, ориентиры смещены — тогда в деловом мире, как и везде, этическое измерение искажается и не включается в принятие решений.
Регулятивная функция хозяйственной культуры проявляется также и в том, что через нее осуществляется трансляция стереотипов хозяйствования и образцов поведения, связанного с экономической деятельностью — традиции трудолюбия, взаимопомощи, исполнительности и т.д., а также стереотипы распределения, стандарты потребления материальных благ1.
Таким образом, хозяйственная культура осуществляет историческую преемственность форм хозяйственной деятельности и хозяйственных ориентаций.
Через хозяйственную культуру происходит накопление образцов, традиций, норм хозяйственной деятельности.
Осуществляется функция исторической памяти, которая хранит как навыки, технологии (народных ремесел, адаптации к природным условиям и т.д.), так и традиции и ценности.
Так, старинная традиция «помочей» в сельской общине согласовалась с проникнутой религиозным подвижничеством городской традицией совместного безвозмездного труда на строительстве обыденного (построенного за один день) храма впоследствии претворилась в совместный труд общины по строительству школ, больниц и т.д.1.
Эта чрезвычайно богатая в русской культуре традиция безвозмездного совместного труда ради общей пользы и во имя высокой общей идеи была использована коммунистами и в советский период приобрела форму субботника.
Накопленные традиции могут актуализироваться в хозяйственной культуре, передаваться из поколения в поколение, могут постепенно утрачиваться при изменении условий хозяйствования и общей социокультурной среды.
Как справедливо отмечает Р.В 1 Экономическая культура: ее сущность и функции // Заславская Т.И., Рывкина Р.В.
Социология экономической жизни.
М., 1991, с.
112.

[Back]