Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 274]

«...американизм должен характеризоваться...
прежде всего, неизбывной энергией.
Все великие изобретатели и дельцы вовсе не были людьми, получившими высшее или даже среднее образование.
Они были энергичными самородками, которые могли в любом брошенном вагоне или же просто в пустыре сделать изобретение — и им победить.
Очевидно, тот тип человека, который нам предстоит создавать в унисон с развивающимся хозяйством, будет характеризоваться не теми чертами, которые интересовали старую русскую, — начитанную, но неряшливую интеллигенцию...
Самая культура в нашем понимании есть не что иное, как техническая и социальная сноровка».

[40] Таким образом, с 20-х годов нынешнего века социокультурным образцом для российского хозяйства стали США.
В постперестроечный период эта ориентация сохранилась, поскольку у нарождающегося практически «дикого» нового русского капитализма не было традиции, на которую можно было бы ориентироваться, а ультралиберальные образцы свободного независимого индивида, преследующего исключительно частные интересы, оказался как нельзя лучше соответствующим новопровозглашенным «общечеловеческим ценностям».

Таким образом, в заключение главы 3 сделаем следующий вывод: Экономическая культура в совокупной системе социальной регуляции предпринимательской деятельности выполняет функции мотивации хозяйственной (производственной, трудовой, предпринимательской, финансовой, коммерческой, потребительской и т.д.
активности);
духовной и нравственной легитимизации экономического успеха посредством усвоения на личностном уровне ценностей и норм хозяйственной этики и формирования на институциональном уровне системы отношений между обществом в целом и предпринимательством как его подсистемой, элементами которой являются меценатство, благотворительность, концепции социального служения бизнеса, а также «пиар»; регуляции отношений внутри системы хозяйства посредством формирования систем менеджмента, деловой культуры и этики, рекламы.

274
[стр. 13]

13 — хозяйственную культуру следует определить как систему ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной (трудовой, производственной, предпринимательской, финансовой, коммерческой и т.д.) деятельности, определяющих форму ее осуществления, а вместе с тем и восприятия ее обществом; — хозяйственная культура выполняет функции: а) мотивации хозяйственной (производственной, трудовой, предпринимательской, финансовой, коммерческой, потребительской и т.
д).
активности;
б) духовной и нравственной легитимизации экономического успеха посредством усвоения на личностном уровне ценностей и норм хозяйственной этики и формирования на институциональном уровне системы отношений между обществом в целом и предпринимательством как его подсистемой, элементами которой являются меценатство, благотворительность, концепции социального служения бизнеса, а также «пиар»; в) регуляции отношений внутри системы хозяйства посредством формирования систем менеджмента, деловой культуры и этики, рекламы.
хозяйственная культура является значимым фактором модернизации, поскольку а) выполняя функцию мотивации новых форм хозяйственной и предпринимательской деятельности, способствует дифференциации хозяйственных ролей и институтов, усложнению и росту адаптивности экономики общества; б) через функцию легитимизации предпринимательского и хозяйственного успеха может способствовать интеграции общества, поддержанию его единства и целостности; в) посредством функции регуляции отношений внутри сферы хозяйства может способствовать поддержанию идентичности общества, те.
формированию таких форм деятельности, которые соответствуют самобытному культурному контексту, усвоению (или отторжению) форм и стилей деятельности, их адаптации к существующим условиям, а также гармонизации изменений стилей и форм с изменением социокультурной обстановки; — русская культура, в том числе хозяйственная, характеризуется наличием противоречивых ценностей (об этом писал Н.А.
Бердяев, а позднее А.С.
Ахиезер, Б Г.
Капустин, В.
Кондаков, Б.
Ерасов и др.).
Однако на протяжении многих веков в русской хозяйственной культуре сохранялось динамичное равновесие, в котором сочетались противоположные ценности, смыслы, тенденции развития.
Все они занимали определенное место по отношению друг к другу в подвижной системе, дополняли и уравновешивали друг друга таким образом, что даже чрезвычайное усиление какой-либо одной тенденции не вело к полному исчезновению противоположной.
На каждом новом

[стр.,130]

130 «...американизм должен характеризоваться ...
прежде всего неизбывной энергией.
Все великие изобретатели и дельцы вовсе не были людьми, получившими высшее или даже среднее образование.
Они были энергичными самородками, которые могли в любом брошенном вагоне или же просто в пустыре сделать изобретение — и им победить.
Очевидно, тот тип человека, который нам предстоит создавать в унисон с развивающимся хозяйством, будет характеризоваться не теми чертами, которые интересовали старую русскую, — начитанную, но неряшливую интеллигенцию...
Самая культура в нашем понимании есть не что иное, как техническая и социальная сноровка»1.

Таким образом, с 20-х годов нынешнего века социокультурным образцом для российского хозяйства стали США.
В постперестроечный период эта ориентация сохранилась, поскольку у нарождающегося практически «дикого» нового русского капитализма не было традиции, на которую можно было бы ориентироваться, а ультралиберальные образцы свободного независимого индивида, преследующего исключительно частные интересы оказался как нельзя лучше соответствующим новопровозглашенным «общечеловеческим ценностям».

Выводы к первой главе.
1.
Хозяйственная культура является составной частью системы социокультурной регуляции общества и представляет собой значимый самостоятельный предмет для изучения.
Исследования хозяйственной культуры и хозяйственной этики занимают важное место в истории культурологической и религиоведческой мысли и должны быть продолжены ввиду их высокой практической значимости.
Методологическим аппаратом таких исследований может быть «понимающая социология», восходящая к работам М.
Вебера и предполагающая раскрытие духовных оснований хозяйственной деятельности, ее мотивации, основанной на общепризнанных культурных ценностях, регуляции в соответствии с распространенными в данной культуре нравственными нормами.
2.
Хозяйственная культура есть система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной (трудовой, производственной, предпринимательской, финансовой, коммерческой и т.д.) деятельности, определяющих форму ее осуществления, а вместе с тем и восприятия ее обществом.
Она является самостоятельной сферой социальной регуляции, поскольку включает ценности, смыслы, символы, знания и т.д., которые непосредственно участвуют 1 Гастев А.К.
Как надо работать.
М., 1972, с.
95.


[стр.,131]

131 в процессе хозяйственной деятельности.
В то же время, хозяйственная культура не может рассматриваться вне ее связей с другими компонентами социокультурной системы — религией, политической культурой, социальными отношениями, нормативно-правовой базой общества.
К хозяйственной культуре можно отнести ценности двух типов: 1) собственные базовые ценности и нормы, которые формируются в процессе хозяйственной деятельности и непосредственно регулируют ее, обеспечивая ее мотивацию и легитимизацию; 2) ценности и нормы, образующиеся в результате «проекции» на сферу хозяйства универсальных ценностей.
3.
Субъектом хозяйственной культуры являются классы, социальные и профессиональные группы и индивиды, занятые хозяйственной деятельностью осознанно.
В первую очередь это самостоятельные хозяева, как предприниматели — организаторы производства и движения товаров и услуг, так и мелкие производители, крестьяне, ремесленники, а также наемные работники — менеджеры, рабочие и др.
Субъектность участников хозяйства может быть неполной, если их деятельность не носит сознательного и отрефлексированного характера.
4.
Хозяйственная культура имеет разные структурные уровни и определяется на личностном и институциональном уровне, как срединная и специализированная культура.
5.
Хозяйственная культура выполняет функции мотивации хозяйственной (производственной, трудовой, предпринимательской, финансовой, коммерческой, потребительской и т.д.
активности); духовной и нравственной легитимизации экономического успеха посредством усвоения на личностном уровне ценностей и норм хозяйственной этики и формирования на институциональном уровне системы отношений между обществом в целом и предпринимательством как его подсистемой, элементами которой являются меценатство, благотворительность, концепции социального служения бизнеса, а также «пиар»; регуляции отношений внутри системы хозяйства посредством формирования систем менеджмента, деловой культуры и этики, рекламы.

[Back]