Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 276]

направлении терпимости и широты взглядов, а также явление инклузивизма в восточных религиях, позволяющее «добавлять» новые ценности, нормы и поведенческие стереотипы к существующему социокультурному комплексу.
А также, экономическая культура как фактор регуляции хозяйственной деятельности способствует сохранению идентичности, само-тождественности общества, то есть обеспечивает становлению деловой культуры и этики, рекламной и маркетинговой среды и т.д., которые соответствуют культурному контексту.
4.1.
Экономическая культура как фактор дифференциации хозяйственной жизни Основой рыночного механизма является усложнение социальной жизни, плюрализация культурных ценностей и жизненных стандартов.
В социальном плане этому соответствует, среди прочего, повышение мобильности населения, растущее многообразие хозяйственных укладов и экономических ролей.
В контексте
экономической культуры активизируются наличные и формируются новые ценностные ориентации и поведенческие стереотипы, побуждающие к поиску новых видов и форм деятельности, к освоению иных хозяйственных ролей, повышению квалификации и приобретению профессии, к достижению успехов, ранее казавшихся недоступными или табуированными (в основном это касается обогащения и развития индивидуального потребления).
В процессе возникновения новых форм деятельности люди взаимодействуют друг с другом, образуя социальные отношения.
Наиболее важными являются отношения человека к человеку и человека к труду, служащие определяющими признаками характера труда.
Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду и друг к другу определенные социальные качества.
Они оказывают огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных 276
[стр. 187]

187 § 3.
Функции хозяйственной культуры в процессе модернизации Основываясь на тех принципах выделения функций хозяйственной культуры, которые мы определили в главе 1, рассмотрим то место, которое отводится культуре не в условиях поддержания статичности, а модернизации как ускоренного развития, происходящего под сильным влиянием внешних стимулов и образцов.
Прежде всего, особое значение приобретает механизм дифференциации, обеспечивающий мотивацию новых видов хозяйственной деятельности, побуждение к предпринимательской деятельности активных слоев населения.
Немаловажную роль здесь играют соответствующие варианты конфессиональной принадлежности, поскольку, как показывает исторический опыт модернизации разных стран как Запада и Востока, именно религиозные меньшинства становятся наиболее активными носителями хозяйственных реформ, а реформаторские движения внутри «большой традиции» способствуют переоценке традиционных мотивов и активизации большинства населения.
Кроме того, хозяйственная культура в ее соответствующих вариантах обеспечивает легитимизацию новых форм деятельности, ее нравственное оправдание и принятие социокультурной системой в качестве дозволенной и праведной.
Тем самым такая хозяйственная культура способствует смягчению остроты социокультурного конфликта как основного тормоза на пути любой модернизации.
Но поскольку, как мы указывали, полное снятие конфликта традиционных и современных ценностей в ходе преобразований не возможно, то легитимизирующая роль хозяйственной культуры состоит в интеграции новых видов хозяйственной и предпринимательской деятельности в общую структуру, обеспечение уровня смыслов и ценностей, на котором станет возможным новый синтез.
Тут особое значение имеет динамика конфессиональной культуры в направлении терпимости и широты взглядов, а также явление инклузивизма в восточных религиях, позволяющее «добавлять» новые ценности, нормы и поведенческие стереотипы к существующему социокультурному комплексу.
В-третьих, хозяйственная культура через свою функцию регуляции способствует сохранению идентичности, само-тождественности общества, то есть обеспечивает становление таких форм хозяйственной деятельности, такой деловой культуры и этики, рекламной и маркетинговой среды и т.д., которые соответствуют культурному контексту.


[стр.,188]

188 2.1.
Хозяйственная культура как фактор дифференциации Основой модернизационного механизма и смысловым ядром теорий модернизации, как мы констатировали в § 1 настоящей главы, является усложнение социальной жизни, плюрализация культурных ценностей и жизненных стандартов.
В социальном плане этому соответствует, среди прочего, повышение мобильности населения, растущее многообразие хозяйственных укладов и экономических ролей.
В контексте
хозяйственной культуры активизируются наличные и формируются новые ценностные ориентации и поведенческие стереотипы, побуждающие к поиску новых видов и форм деятельности, к освоению иных хозяйственных ролей, повышению квалификации и приобретению профессии, к достижению успехов, ранее казавшихся недоступными или табуированными (в основном это касается обогащения и развития индивидуального потребления).
Для мотивации новых форм хозяйственной жизни большое значение имеет восприятие новых, современных, заимствованных извне форм хозяйственной деятельности, ценностей и стереотипов экономического поведения Они распространяются разными путями: 1) через более передовые экономические институты, проникающие в традиционную хозяйственную среду — иностранные фирмы и совместные предприятия, банки, страховые, аудиторские и проч.
компании, привлекающие местную рабочую силу, 2) посредством обучения новым видам профессиональной деятельности, изучению опыта западного предпринимательства в рамках разного рода специальных образовательных программ, 3) посредством демонстрационного эффекта, подражания стилю и образу жизни современных обществ.
Подражанию, копированию в контексте демонстрационного эффекта поддаются в первую очередь внешние атрибуты современности, в особенности потребительские стандарты развитого мира, подражание которым становится значимым стимулом для активизации хозяйственной и профессиональной деятельности.
Запад предстает для развивающегося мира в образе гигантского супермаркета, глянцевой обложки модного журнала, в навязчивых образах массовой культуры и индустрии развлечений.
Стремление обладать современными вещами и вести образ жизни «золотого миллиарда» не только формирует прозападную состоятельную верхушку развивающихся обществ, но в значительной степени подстегивает средние слои и даже низы.
Но проблема демонстрационного эффекта состоит в том, что с его помощью транслируются лишь внешние атрибуты современности, в то время как глубинная

[Back]