направлении терпимости и широты взглядов, а также явление инклузивизма в восточных религиях, позволяющее «добавлять» новые ценности, нормы и поведенческие стереотипы к существующему социокультурному комплексу. А также, экономическая культура как фактор регуляции хозяйственной деятельности способствует сохранению идентичности, само-тождественности общества, то есть обеспечивает становлению деловой культуры и этики, рекламной и маркетинговой среды и т.д., которые соответствуют культурному контексту. 4.1. Экономическая культура как фактор дифференциации хозяйственной жизни Основой рыночного механизма является усложнение социальной жизни, плюрализация культурных ценностей и жизненных стандартов. В социальном плане этому соответствует, среди прочего, повышение мобильности населения, растущее многообразие хозяйственных укладов и экономических ролей. В контексте экономической культуры активизируются наличные и формируются новые ценностные ориентации и поведенческие стереотипы, побуждающие к поиску новых видов и форм деятельности, к освоению иных хозяйственных ролей, повышению квалификации и приобретению профессии, к достижению успехов, ранее казавшихся недоступными или табуированными (в основном это касается обогащения и развития индивидуального потребления). В процессе возникновения новых форм деятельности люди взаимодействуют друг с другом, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и человека к труду, служащие определяющими признаками характера труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду и друг к другу определенные социальные качества. Они оказывают огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных 276 |
187 § 3. Функции хозяйственной культуры в процессе модернизации Основываясь на тех принципах выделения функций хозяйственной культуры, которые мы определили в главе 1, рассмотрим то место, которое отводится культуре не в условиях поддержания статичности, а модернизации как ускоренного развития, происходящего под сильным влиянием внешних стимулов и образцов. Прежде всего, особое значение приобретает механизм дифференциации, обеспечивающий мотивацию новых видов хозяйственной деятельности, побуждение к предпринимательской деятельности активных слоев населения. Немаловажную роль здесь играют соответствующие варианты конфессиональной принадлежности, поскольку, как показывает исторический опыт модернизации разных стран как Запада и Востока, именно религиозные меньшинства становятся наиболее активными носителями хозяйственных реформ, а реформаторские движения внутри «большой традиции» способствуют переоценке традиционных мотивов и активизации большинства населения. Кроме того, хозяйственная культура в ее соответствующих вариантах обеспечивает легитимизацию новых форм деятельности, ее нравственное оправдание и принятие социокультурной системой в качестве дозволенной и праведной. Тем самым такая хозяйственная культура способствует смягчению остроты социокультурного конфликта как основного тормоза на пути любой модернизации. Но поскольку, как мы указывали, полное снятие конфликта традиционных и современных ценностей в ходе преобразований не возможно, то легитимизирующая роль хозяйственной культуры состоит в интеграции новых видов хозяйственной и предпринимательской деятельности в общую структуру, обеспечение уровня смыслов и ценностей, на котором станет возможным новый синтез. Тут особое значение имеет динамика конфессиональной культуры в направлении терпимости и широты взглядов, а также явление инклузивизма в восточных религиях, позволяющее «добавлять» новые ценности, нормы и поведенческие стереотипы к существующему социокультурному комплексу. В-третьих, хозяйственная культура через свою функцию регуляции способствует сохранению идентичности, само-тождественности общества, то есть обеспечивает становление таких форм хозяйственной деятельности, такой деловой культуры и этики, рекламной и маркетинговой среды и т.д., которые соответствуют культурному контексту. 188 2.1. Хозяйственная культура как фактор дифференциации Основой модернизационного механизма и смысловым ядром теорий модернизации, как мы констатировали в § 1 настоящей главы, является усложнение социальной жизни, плюрализация культурных ценностей и жизненных стандартов. В социальном плане этому соответствует, среди прочего, повышение мобильности населения, растущее многообразие хозяйственных укладов и экономических ролей. В контексте хозяйственной культуры активизируются наличные и формируются новые ценностные ориентации и поведенческие стереотипы, побуждающие к поиску новых видов и форм деятельности, к освоению иных хозяйственных ролей, повышению квалификации и приобретению профессии, к достижению успехов, ранее казавшихся недоступными или табуированными (в основном это касается обогащения и развития индивидуального потребления). Для мотивации новых форм хозяйственной жизни большое значение имеет восприятие новых, современных, заимствованных извне форм хозяйственной деятельности, ценностей и стереотипов экономического поведения Они распространяются разными путями: 1) через более передовые экономические институты, проникающие в традиционную хозяйственную среду — иностранные фирмы и совместные предприятия, банки, страховые, аудиторские и проч. компании, привлекающие местную рабочую силу, 2) посредством обучения новым видам профессиональной деятельности, изучению опыта западного предпринимательства в рамках разного рода специальных образовательных программ, 3) посредством демонстрационного эффекта, подражания стилю и образу жизни современных обществ. Подражанию, копированию в контексте демонстрационного эффекта поддаются в первую очередь внешние атрибуты современности, в особенности потребительские стандарты развитого мира, подражание которым становится значимым стимулом для активизации хозяйственной и профессиональной деятельности. Запад предстает для развивающегося мира в образе гигантского супермаркета, глянцевой обложки модного журнала, в навязчивых образах массовой культуры и индустрии развлечений. Стремление обладать современными вещами и вести образ жизни «золотого миллиарда» не только формирует прозападную состоятельную верхушку развивающихся обществ, но в значительной степени подстегивает средние слои и даже низы. Но проблема демонстрационного эффекта состоит в том, что с его помощью транслируются лишь внешние атрибуты современности, в то время как глубинная |