Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 286]

верхушку развивающихся обществ, но в значительной степени подстегивает средние слои и даже низы.
Но проблема демонстрационного эффекта состоит в том, что с его помощью транслируются лишь внешние атрибуты современности, в то время как глубинная
скетическая сущность западной цивилизации, ее рационализм, трудовая и профессиональная культура заимствованию практически не поддаются.
По мнению
A.C.
Панарина, «западный соблазн для культуры состоит не просто в том, что данная цивилизация стала для нас «референтной группой» и мы испытываем чувство ущемленности при сопоставлении с нею наших реалий.
Проблема состоит в неадекватном прочтении чужого опыта.
Тонкая внутренняя игра западной культуры, состоящая в балансировании между аскезой труда и гедонизмом досуга и потребительства, на расстоянии не улавливается.
Как оказалось, чужая культура не может передать другим свою аскезу, (в западном варианте это, в первую очередь, протестантская аскеза).
В вот ее внешние плоды, в виде высокого уровня потребления, комфорта, индустрии досуга и развлечений, впитываются как наркотик...
Если речь идет о заимствовании «субкультуры досуга и потребительства», то для некоторых слоев нашего населения, в особенности молодежи, это уже состоялось.
Если же иметь в виду продуктивную систему Запада, в основе которой лежит культура труда, профессиональной ответственности, законопослушания и т.п., то в этом отношении односторонняя имитаторская модернизация скорее удаляет, чем приближает нас к целям подлинной модернизации».

[168] Присущие западной культуре аскеза в сочетании с накоплением капитала и трудовая этика имеют глубокие культурные корни, обусловленные устойчивыми традициями, особенностями духовной жизни и нравственности, что получило и институциональное закрепление.
И эти элементы в полном объеме невозможно воспроизвести в инокультурной среде.
А присущие незападным культурам аскетические ориентации имели существенно иной характер, так как были связаны с отстранением от хозяйственной деятельности и уходом сферу
«чистого» духовного спасения — либо через обретение святости, либо накопление знаний.
286
[стр. 188]

188 2.1.
Хозяйственная культура как фактор дифференциации Основой модернизационного механизма и смысловым ядром теорий модернизации, как мы констатировали в § 1 настоящей главы, является усложнение социальной жизни, плюрализация культурных ценностей и жизненных стандартов.
В социальном плане этому соответствует, среди прочего, повышение мобильности населения, растущее многообразие хозяйственных укладов и экономических ролей.
В контексте хозяйственной культуры активизируются наличные и формируются новые ценностные ориентации и поведенческие стереотипы, побуждающие к поиску новых видов и форм деятельности, к освоению иных хозяйственных ролей, повышению квалификации и приобретению профессии, к достижению успехов, ранее казавшихся недоступными или табуированными (в основном это касается обогащения и развития индивидуального потребления).
Для мотивации новых форм хозяйственной жизни большое значение имеет восприятие новых, современных, заимствованных извне форм хозяйственной деятельности, ценностей и стереотипов экономического поведения Они распространяются разными путями: 1) через более передовые экономические институты, проникающие в традиционную хозяйственную среду — иностранные фирмы и совместные предприятия, банки, страховые, аудиторские и проч.
компании, привлекающие местную рабочую силу, 2) посредством обучения новым видам профессиональной деятельности, изучению опыта западного предпринимательства в рамках разного рода специальных образовательных программ, 3) посредством демонстрационного эффекта, подражания стилю и образу жизни современных обществ.
Подражанию, копированию в контексте демонстрационного эффекта поддаются в первую очередь внешние атрибуты современности, в особенности потребительские стандарты развитого мира, подражание которым становится значимым стимулом для активизации хозяйственной и профессиональной деятельности.
Запад предстает для развивающегося мира в образе гигантского супермаркета, глянцевой обложки модного журнала, в навязчивых образах массовой культуры и индустрии развлечений.
Стремление обладать современными вещами и вести образ жизни «золотого миллиарда» не только формирует прозападную состоятельную верхушку развивающихся обществ, но в значительной степени подстегивает средние слои и даже низы.
Но проблема демонстрационного эффекта состоит в том, что с его помощью транслируются лишь внешние атрибуты современности, в то время как глубинная


[стр.,189]

189 аскетическая сущность западной цивилизации, ее рационализм, трудовая и профессиональная культура заимствованию практически не поддаются.
По мнению
А.С.
Панарина, "западный соблазн для культуры состоит не просто в том, что данная цивилизация стала для нас "референтной группой" и мы испытываем чувство ущемленности при сопоставлении с нею наших реалий.
Проблема состоит в неадекватном прочтении чужого опыта.
Тонкая внутренняя игра западной культуры, состоящая в балансировании между аскезой труда и гедонизмом досуга и потребительства, на расстоянии не улавливается.
Как оказалось, чужая культура не может передать другим свою аскезу, (в западном варианте это, в первую очередь, протестантская аскеза).
В вот ее внешние плоды, в виде высокого уровня потребления, комфорта, индустрии досуга и развлечений, впитываются как нар коти к...
Если речь идет о заимствовании "субкультуры досуга и потребительства", то для некоторых слоев нашего населения, в особенности молодежи, это уже состоялось.
Если же иметь в виду продуктивную систему Запада, в основе которой лежит культура труда, профессиональной ответственности, законопослушания и т.п., то в этом отношении односторонняя имитаторская модернизация скорее удаляет, чем приближает нас к целям подлинной модернизации"1.

Присущие западной культуре аскеза в сочетании с накоплением капитала и трудовая этика имеют глубокие культурные корни, обусловленные устойчивыми традициями, особенностями духовной жизни и нравственности, что получило и
институциональном закрепление.
И эти элементы в полном объеме невозможно воспроизвести в инокультурной среде.
А присущие незападным культурам аскетические ориентации имели существенно иной характер, так как были связаны с отстранением от хозяйственной деятельности и уходом сферу
“чистого” духовного спасения — либо через обретение святости, либо накопление знаний.
Тем не менее, и этим культурам были присущи производственные ориентации в специфической форме.
Поэтому особое значение приобретает активизация собственных, эндогенных ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов, которые могут стать духовными предпосылками для активизации хозяйственной и предпринимательской деятельности, для освоения ее новых форм.
Прежде всего это относится к эндогенным достижительным установкам, которые внешне могут выглядеть как описанные выше 1 Панарин А.С.
Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы // Цивилизации и культуры Научный альманах.
Вып.
1.
М., 1994, с.
89—90.

[Back]