Тем не менее, и этим культурам были присущи производственные ориентации в специфической форме. Поэтому особое значение приобретает активизация собственных, эндогенных ценностных ориентации и поведенческих стереотипов, которые могут стать духовными предпосылками для активизации хозяйственной и предпринимательской деятельности, для освоения ее новых форм. Прежде всего, это относится к эндогенным достижительным установкам, которые внешне могут выглядеть как описанные выше «аналоги» протестантской этики, но реально быть встроенными в иную, самобытную систему ценностей. Показателен опыт формирования предпринимательской идеологии в колониальной и постколониальной Индии. Еще в конце XIX века известные деятели индийского национально-освободительного движения и идеологи Индийского национального конгресса, такие, как Ладжпат Рай, Р.Ч. Датг, Г.К. Гокхал, Дадабхай Наороджи и др., протестуя против экономической зависимости и эксплуатации ресурсов страны метрополией, обсуждали проблемы экономической независимости и самостоятельности как важнейшей предпосылки деколонизации страны. Экономический потенциал воспринимался индийскими идеологами как одна из главных предпосылок и условий свободного развития страны в целом, и они настойчиво призывали к интенсификации всех видов производственной, коммерческой, финансовой деятельности независимо от форм собственности, укладов, кастовых и классовых отношений. Так складывался «индийский экономический национализм» — одна из важнейших особенностей духовного развития Индии. В рамках этого идейного течения осуществлялось знаменитое движение свадеши за переход на потребление товаров, произведенных исключительно в Индии. Под лозунгом «Покупай индийское!» был осуществлен массовый байкот английских и прочих импортных товаров, предпринятый в начале XX века, сопровождавшийся подъемом патриотизма и публичными клятвами «не использовать, насколько это возможно, иностранные товары и не покупать в иностранных магазинах те товары, которые имеются в наличии в отечественных магазинах, а также не покупать что-либо, сделанное иностранцами, 287 |
189 аскетическая сущность западной цивилизации, ее рационализм, трудовая и профессиональная культура заимствованию практически не поддаются. По мнению А.С. Панарина, "западный соблазн для культуры состоит не просто в том, что данная цивилизация стала для нас "референтной группой" и мы испытываем чувство ущемленности при сопоставлении с нею наших реалий. Проблема состоит в неадекватном прочтении чужого опыта. Тонкая внутренняя игра западной культуры, состоящая в балансировании между аскезой труда и гедонизмом досуга и потребительства, на расстоянии не улавливается. Как оказалось, чужая культура не может передать другим свою аскезу, (в западном варианте это, в первую очередь, протестантская аскеза). В вот ее внешние плоды, в виде высокого уровня потребления, комфорта, индустрии досуга и развлечений, впитываются как нар коти к... Если речь идет о заимствовании "субкультуры досуга и потребительства", то для некоторых слоев нашего населения, в особенности молодежи, это уже состоялось. Если же иметь в виду продуктивную систему Запада, в основе которой лежит культура труда, профессиональной ответственности, законопослушания и т.п., то в этом отношении односторонняя имитаторская модернизация скорее удаляет, чем приближает нас к целям подлинной модернизации"1. Присущие западной культуре аскеза в сочетании с накоплением капитала и трудовая этика имеют глубокие культурные корни, обусловленные устойчивыми традициями, особенностями духовной жизни и нравственности, что получило и институциональном закрепление. И эти элементы в полном объеме невозможно воспроизвести в инокультурной среде. А присущие незападным культурам аскетические ориентации имели существенно иной характер, так как были связаны с отстранением от хозяйственной деятельности и уходом сферу “чистого” духовного спасения — либо через обретение святости, либо накопление знаний. Тем не менее, и этим культурам были присущи производственные ориентации в специфической форме. Поэтому особое значение приобретает активизация собственных, эндогенных ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов, которые могут стать духовными предпосылками для активизации хозяйственной и предпринимательской деятельности, для освоения ее новых форм. Прежде всего это относится к эндогенным достижительным установкам, которые внешне могут выглядеть как описанные выше 1 Панарин А.С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы // Цивилизации и культуры Научный альманах. Вып. 1. М., 1994, с. 89—90. 190 «аналоги» протестантской этики, но реально быть встроенными в иную, самобытную систему ценностей. Показателен опыт формирования предпринимательской идеологии в колониальной и постколониальной Индии. Еще в конце XIX века известные деятели индийского национально-освободительного движения и идеологи Индийского национального конгресса, такие , как Ладжпат Рай, Р.Ч. Датт, Г.К. Гокхал, Дадабхай Наороджи и др., протестуя против экономической зависимости и эксплуатации ресурсов страны метрополией, обсуждали проблемы экономической независимости и самостоятельности как важнейшей предпосылки деколонизации страны. Экономический потенциал воспринимался индийскими идеологами как одна из главных предпосылок и условий свободного развития страны в целом, и они настойчиво призывали к интенсификации всех видов производственной, коммерческой, финансовой деятельности независимо от форм собственности, укладов, кастовых и классовых отношений. Так складывался «индийский экономический национализм» — одна из важнейших особенностей духовного развития Индии. В рамках этого идейного течения осуществлялось знаменитое движение свадеши за переход на потребление товаров, произведенных исключительно в Индии. Под лозунгом «Покупай индийское!» был осуществлен массовый байкот английских и прочих импортных товаров, предпринятый в начале XX века, сопровождавшийся подъемом патриотизма и публичными клятвами «не использовать, насколько это возможно, иностранные товары и не покупать в иностранных магазинах те товары, которые имеются в наличии в отечественных магазинах, а также не покупать что-либо, сделанное иностранцами, если это может быть сделано нашими согражданами»1. Движение бойкота английских товаров обеспечило поддержку отечественному производству в самый трудный для него момент — период становления. Под его влиянием начали расти сбыт индийских товаров и бурно развиваться национальные компании, складываться национальная ориентация индийского капитализма. В рамках движения свадеши произошло соединение идей национального освобождения и национальной самобытности с хозяйственной этикой, благодаря чему успехи и обогащение отечественных предпринимателей получили новый нравственный стимул. Результатом кампании свадеши был рост ремесленного производства и расцвет 1 Цит. По: Новая история стран Азии. М., 1995, С. 316. |