Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 288]

если это может быть сделано нашими согражданами».
[Цит.
По: Новая история стран Азии.
М., 1999, С.
316.] Движение бойкота английских товаров обеспечило поддержку отечественному производству в самый трудный для него момент — период становления.
Под его влиянием начали расти сбыт индийских товаров и бурно развиваться национальные компании, складываться национальная ориентация индийского капитализма.
В рамках движения свадеши произошло соединение идей национального освобождения и национальной самобытности с хозяйственной этикой, благодаря чему успехи и обогащение отечественных предпринимателей получили новый нравственный стимул.
Результатом кампании свадеши был рост ремесленного производства и расцвет
индийских коммерческих и финансовых фирм уже в период английского господства.
Индия наполнилась товарами отечественного производства, которые преобладают на ее внутреннем рынке и по сей день, а также составляют существенную долю экспорта.
И после обретения независимости индийские правительства разной партийной и идеологической ориентации поддерживают отечественного производителя, и покупка технологических линий и патентов имеет приоритет перед покупкой готовых товаров.
Существование подобных идей мы можем наблюдать и в других модернизирующихся обществах.
Реализуя реформаторскую программу Гоминдана на Тайване, Чан Кайши интерпретировал традиционные конфуцианские ценности применительно к потребностям модернизации.
Так, «чувство долга», понимаемое им как совершение в нужный момент подходящих действий, дополнялось настойчивыми указаниями на то, что подлинный человеком, состоявшейся личностью может считаться только тот, кто имеет в жизни определенную благородную цель.
Если человек думает только об удовлетворении своих узкоэгоистических потребностей, он ничем не отличается от животного.
Как человек, он должен, прежде всего, служить своему государству и нации, трудиться на их благо, и тогда его короткая и в исторических масштабах незаметная жизнь станет частью труда многих поколений людей.

[32] 288
[стр. 190]

190 «аналоги» протестантской этики, но реально быть встроенными в иную, самобытную систему ценностей.
Показателен опыт формирования предпринимательской идеологии в колониальной и постколониальной Индии.
Еще в конце XIX века известные деятели индийского национально-освободительного движения и идеологи Индийского национального конгресса, такие , как Ладжпат Рай, Р.Ч.
Датт, Г.К.
Гокхал, Дадабхай Наороджи и др., протестуя против экономической зависимости и эксплуатации ресурсов страны метрополией, обсуждали проблемы экономической независимости и самостоятельности как важнейшей предпосылки деколонизации страны.
Экономический потенциал воспринимался индийскими идеологами как одна из главных предпосылок и условий свободного развития страны в целом, и они настойчиво призывали к интенсификации всех видов производственной, коммерческой, финансовой деятельности независимо от форм собственности, укладов, кастовых и классовых отношений.
Так складывался «индийский экономический национализм» — одна из важнейших особенностей духовного развития Индии.
В рамках этого идейного течения осуществлялось знаменитое движение свадеши за переход на потребление товаров, произведенных исключительно в Индии.
Под лозунгом «Покупай индийское!» был осуществлен массовый байкот английских и прочих импортных товаров, предпринятый в начале XX века, сопровождавшийся подъемом патриотизма и публичными клятвами «не использовать, насколько это возможно, иностранные товары и не покупать в иностранных магазинах те товары, которые имеются в наличии в отечественных магазинах, а также не покупать что-либо, сделанное иностранцами, если это может быть сделано нашими согражданами»1.
Движение бойкота английских товаров обеспечило поддержку отечественному производству в самый трудный для него момент — период становления.
Под его влиянием начали расти сбыт индийских товаров и бурно развиваться национальные компании, складываться национальная ориентация индийского капитализма.
В рамках движения свадеши произошло соединение идей национального освобождения и национальной самобытности с хозяйственной этикой, благодаря чему успехи и обогащение отечественных предпринимателей получили новый нравственный стимул.
Результатом кампании свадеши был рост ремесленного производства и расцвет
1 Цит.
По: Новая история стран Азии.
М., 1995, С.
316.


[стр.,191]

191 индийских коммерческих и финансовых фирм уже в период английского господства.
Индия наполнилась товарами отечественного производства, которые преобладают на ее внутреннем рынке и по сей день, а также составляют существенную долю экспорта.
И после обретения независимости индийские правительства разной партийной и идеологической ориентации поддерживают отечественного производителя, и покупка технологических линий и патентов имеет приоритет перед покупкой готовых товаров.
Существование подобных идей мы можем наблюдать и в других модернизирующихся обществах.
Реализуя реформаторскую программу Гоминдана на Тайване, Чан Кайши интерпретировал традиционные конфуцианские ценности применительно к потребностям модернизации.
Так, «чувство долга», понимаемое им как совершение в нужный момент подходящих действий, дополнялось настойчивыми указаниями на то, что подлинный человеком, состоявшейся личностью может считаться только тот, кто имеет в жизни определенную благородную цель.
Если человек думает только об удовлетворении своих узкоэгоистических потребностей, он ничем не отличается от животного.
Как человек, он должен прежде всего служить своему государству и нации, трудиться на их благо, и тогда его короткая и в исторических масштабах незаметная жизнь станет частью труда многих поколений людей1.

В странах незападной традиции большую роль в осуществлении модернизации играет государство и государственнические ценности культуры.
Мы уже говорили о государстве как важном интегративном факторе (см.
§ 2 настоящей главы).
Кроме того, в ходе модернизации роль государства оказывается связанной не с либерализацией всех сфер общественной жизни (в первую очередь экономики и предпринимательства), как это было на Западе, а, напротив, с мобилизующей и направляющей государственной политикой и идеологией, поэтому отмечается их возрастание, а не уменьшение.
В интенсивно развивающихся странах Восточной и Юго-Восточной Азии получило распространение явление, именуемое «авторитаризм развития» — так современные, по преимуществу западные исследователи называют государственный курс на национальную консолидацию вокруг идей экономико-технологической модернизации.
Особое значение проблемы государственного регулирования и консолидации общества вокруг государства приобретают в условиях ускоренной модернизации, поскольку, как признают многие исследователи, модернизация незападных обществ в конце XIX — XX вв.
была в 1 Буров В.Г.
Модернизация тайваньского общества.
М., 1998.

[Back]