В странах незападной традиции большую роль в осуществлении становления рыночных отношений играет государство и государственнические ценности культуры. Мы уже говорили о государстве как важном интегративном факторе. Кроме того, в ходе становления новой системы хозяйствования, роль государства оказывается связанной не с либерализацией всех сфер общественной жизни (в первую очередь экономики и предпринимательства), как это было на Западе, а, напротив, с мобилизующей и направляющей государственной политикой и идеологией, поэтому отмечается их возрастание, а не уменьшение. В интенсивно развивающихся странах Восточной и Юго-Восточной Азии получило распространение явление, именуемое «авторитаризм развития» — так современные, по преимуществу западные исследователи называют государственный курс на национальную консолидацию вокруг идей экономикотехнологической модернизации. Особое значение проблемы государственного регулирования и консолидации общества вокруг государства приобретают в условиях ускоренной модернизации, поскольку, как признают многие исследователи, модернизация незападиых обществ в конце XIX — XX вв. была в значительной степени обусловлена внешними факторами: необходимостью полноправного вхождения в мировое сообщество, стремлением занять достойное место в складывающейся системе международных отношений. Государство выступает как гарант равенства и справедливости, фактор интеграции в условиях этнической, религиозной и социокультурной неоднородности, выполняет функции контроля и регулирования. Это в большей или меньшей степени характерно для всех незападных культур, но особенно впечатляет пример Японии. Здесь государство посредством культа императора стало еще и воплощением сакрализовапной национальной идеи, катализатором этики служения. На примере Японии хорошо просматриваются такие характерные для незападных обществ феномены, как неабсолютный характер частной собственности, восприятие частной экономической деятельности отдельных компаний и лиц как деятельности общенациональной и общегосударственной. Здесь налицо отличие от экономической культуры США. Ее жесткий 289 |
191 индийских коммерческих и финансовых фирм уже в период английского господства. Индия наполнилась товарами отечественного производства, которые преобладают на ее внутреннем рынке и по сей день, а также составляют существенную долю экспорта. И после обретения независимости индийские правительства разной партийной и идеологической ориентации поддерживают отечественного производителя, и покупка технологических линий и патентов имеет приоритет перед покупкой готовых товаров. Существование подобных идей мы можем наблюдать и в других модернизирующихся обществах. Реализуя реформаторскую программу Гоминдана на Тайване, Чан Кайши интерпретировал традиционные конфуцианские ценности применительно к потребностям модернизации. Так, «чувство долга», понимаемое им как совершение в нужный момент подходящих действий, дополнялось настойчивыми указаниями на то, что подлинный человеком, состоявшейся личностью может считаться только тот, кто имеет в жизни определенную благородную цель. Если человек думает только об удовлетворении своих узкоэгоистических потребностей, он ничем не отличается от животного. Как человек, он должен прежде всего служить своему государству и нации, трудиться на их благо, и тогда его короткая и в исторических масштабах незаметная жизнь станет частью труда многих поколений людей1. В странах незападной традиции большую роль в осуществлении модернизации играет государство и государственнические ценности культуры. Мы уже говорили о государстве как важном интегративном факторе (см. § 2 настоящей главы). Кроме того, в ходе модернизации роль государства оказывается связанной не с либерализацией всех сфер общественной жизни (в первую очередь экономики и предпринимательства), как это было на Западе, а, напротив, с мобилизующей и направляющей государственной политикой и идеологией, поэтому отмечается их возрастание, а не уменьшение. В интенсивно развивающихся странах Восточной и Юго-Восточной Азии получило распространение явление, именуемое «авторитаризм развития» — так современные, по преимуществу западные исследователи называют государственный курс на национальную консолидацию вокруг идей экономико-технологической модернизации. Особое значение проблемы государственного регулирования и консолидации общества вокруг государства приобретают в условиях ускоренной модернизации, поскольку, как признают многие исследователи, модернизация незападных обществ в конце XIX — XX вв. была в 1 Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М., 1998. 192 значительной степени обусловлена внешними факторами: необходимостью полноправного вхождения в мировое сообщество, стремлением занять достойное место в складывающейся системе международных отношений. Государство выступает как гарант равенства и справедливости, фактор интеграции в условиях этнической, религиозной и социокультурной неоднородности, выполняет функции контроля и регулирования. Это в большей или меньшей степени характерно для всех незападных культур, но особенно впечатляет пример Японии. Здесь государство через посредство культа императора стало еще и воплощением сакрализованной национальной идеи, катализатором этики служения. На примере Японии хорошо просматриваются такие характерные для незападных обществ феномены, как неабсолютный характер частной собственности, восприятие частной экономической деятельности отдельных компаний и лиц как деятельности общенациональной и общегосударственной. Здесь налицо отличие от экономической культуры США. Ее жесткий индивидуализм и либерализм обусловливает отношение к предпринимательству как преимущественно частному делу, которое в отличие от политической деятельности практически никак не связано с понятием национальных интересов и единой стратегией их удовлетворения. Практически государственное регулирование экономики осуществляется с помощью «нерыночных», по западным меркам, методов административного воздействия на деловую жизнь. Однако это воздействие далеко от пресловутой «командно=административной системы». Высокая роль государства и бюрократии в развитии стран Востока определяется не столько юридически (специалисты считают, что юридически его возможности, например, в Японии, даже меньше, чем в США) сколько социокультурной традицией: «выработанное в течение многих веков ощущение себя как единого целого, ориентация на достижение коллективных целей и готовность принести личные интересы в жертву интересам коллектива возводят бюрократию на высшую ступень общественной иерархии, поскольку общественным сознанием она традиционно воспринимается как носитель и гарант высших интересов — общенациональных»1. Другой пример успешной модернизации на Востоке — Тайвань — также, по мнению исследователей, обязан своими успехами мобилизующей и руководящей роли государства в экономике. В отличие от этатистской модели, предполагающей полный контроль со 1 Японский феномен, М., 1996, с. 104 |