государством, привязанность к государственной поддержке, которую они не стремятся порвать. Перед американским предпринимательством вступление в постиндустриальную эру потребовало смены парадигмы деятельности и базовой системы ценностей, и эта смена начала постепенно осуществляться. Прежде всего, в американское сознание (как и в западноевропейское) стало все больше входить представление о национальных интересах в противоположность узкочастным интересам акционеров, озабоченность всего общества развитием предпринимательской сферы и его конкурентоспособностью в соревновании с Японией. Однако смена ценностных ориентиров происходит медленно и трудно, культурные ценности и стереотипы оказываются устойчивыми. Государство, в парадигме которого изначально не заложена забота о частном бизнесе, неохотно идет на введение протекционистских мер и оказание финансовой поддержки. Например, в Японии и Западной Европе при поддержке государства создаются мощные объединения для проведения дорогостоящих научных разработок, а американские предприниматели вынуждены полагаться на свои силы. Японское правительство выделяет 250 млрд. долларов на поддержание технологического уровня экономики, а американский конгресс в аналогичном случае отказался от прямого инвестирования и предложил отчислить 1% от суммы по социальному страхованию на покупку акций предприятий, занимающихся развитием современной телекоммуникационной инфраструктуры. [Американское предпринимательство в информационную эру. М., ИНИОН, 1999, с. 52] Этот пример прекрасно иллюстрирует различные пути решения проблемы в контексте двух принципиально различных ценностных и смысловых парадигм предпринимательской деятельности. В то же время, роль государства в обществе не может быть безграничной. Вся история Востока насыщена свидетельствами постоянно возникавших противоречий между ними, которые выливались в конфликты между светской и духовной властями, народные движения протеста под религиозными лозунгами, крестьянские войны и т.д. Кроме того, когда общество состоит из изолированных 292 |
59 существенное влияние на современное экономическое развитие и конкурентоспособность экономик: государство, в базовых принципах которого изначально не заложена забота о частном бизнесе, неохотно идет на введение протекционистских мер и оказание финансовой поддержки. Например, в Японии и Западной Европе при поддержке государства создаются мощные объединения для проведения дорогостоящих научных разработок, а американские предприниматели вынуждены полагаться на свои силы. Японское правительство выделяет 250 млрд, долларов на поддержание технологического уровня экономики, а американский конгресс в аналогичном случае отказался от прямого инвестирования и предложил отчислить 1% от суммы по социальному страхованию на покупку акций предприятий, занимающихся развитием современной телекоммуникационной инфраструктуры \ Американские предприниматели, в свою очередь, тоже не спешат менять ориентации своей деятельности и отказываться от прибылей в пользу соблюдения национальных интересов, подкрепляя свое нежелание менять приоритеты утверждением, что акционеры не одобрят подобной политики. Таким образом, для общества основным смыслом и ведущим мотивом предпринимательской деятельности выступает по-прежнему прибыль, а не общие интересы нации. Этот пример прекрасно иллюстрирует различные пути решения проблемы в контексте двух принципиально различных ценностных и смысловых моделей предпринимательской деятельности. Эта проблема проецируется и на уровень культуры корпорации, где также стоит вопрос о приоритете интересов акционеров или развития компании в целом. Здесь также наиболее принципиально различаются американская и японская хозяйственная культура: В Японии компания считается собственностью не только акционеров (как в США), но и менеджеров и работников, при этом менеджеры и работники выступают как более значимые субъекты ее деятельности. Целью компании в японском понимании является не максимальная прибыль ради выплаты дивидендов, а ее стабильное развитие в целом в долгосрочной перспективе. Ради реализации этой цели выплаты дивидендов осуществляются по "остаточному принципу"1 2. Государство само может выступать в роли крупного предпринимателя, и место 1 См.: Американское предпринимательство в информационную эру. /Научно-аналитический обзор/. М, ИНИОН, 1994, с.40—41. 2 См. Отличительные черты управленческой системы японских компаний // Японский феномен. М„ 1996. с. 128—131. 194 абсолютно не верят ни в свободное предпринимательство, ни в свободную рыночную систему" 1 и "экономические достижения Японии объясняются как раз ее отказом от теории и практики свободной торговли"1 2. "Несвободой" японского предпринимательства и называется его связь с государством, привязанность к государственной поддержке, которую они не стремятся порвать. Перед американским предпринимательством вступление в постиндустриальную эру потребовало смены парадигмы деятельности и базовой системы ценностей, и эта смена начала постепенно осуществляться. Прежде всего, в американское сознание (как и в западноевропейское) стало все больше входить представление о национальных интересах в противоположность узкочастным интересам акционеров, озабоченность всего общества развитием предпринимательской сферы и его конкурентоспособностью в соревновании с Японией. Однако смена ценностных ориентиров происходит медленно и трудно, культурные ценности и стереотипы оказываются устойчивыми. Государство, в парадигме которого изначально не заложена забота о частном бизнесе, неохотно идет на введение протекционистских мер и оказание финансовой поддержки. Например, в Японии и Западной Европе при поддержке государства создаются мощные объединения для проведения дорогостоящих научных разработок, а американские предприниматели вынуждены полагаться на свои силы. Японское правительство выделяет 250 млрд, долларов на поддержание технологического уровня экономики, а американский конгресс в аналогичном случае отказался от прямого инвестирования и предложил отчислить 1% от суммы по социальному страхованию на покупку акций предприятий, занимающихся развитием современной телекоммуникационной инфраструктуры1. Этот пример прекрасно иллюстрирует различные пути решения проблемы в контексте двух принципиально различных ценностных и смысловых парадигм предпринимательской деятельности. В то же время, роль государства в обществе не может быть безграничной. Вся история Востока насыщена свидетельствами постоянно возникавших противоречий между ними, которые выливались в конфликты между светской и духовной властями, народные движения протеста под религиозными лозунгами, крестьянские войны и т.д. Кроме того, когда общество состоит из изолированных ячеек — общин, кланов, каст. 1 Там же, с. 19. 2 Цит. по: Там же, с. 25 |