Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 295]

связаны социальными отношениями, разного рода обязательствами и личными привязанностями, на них не распространялись религиозные и нравственные запреты и ограничения.
Так, широко известно, что в Западной Европе, где католическая церковь строго порицала занятия ростовщичеством и долгое время (до XII—XIII вв.) воспринимала торговлю как
«нравственно неполноценное» занятие, а также на Ближнем Востоке, где ислам категорически запрещал взимать ссудный процент, эти нежелательные для христиан и мусульман хозяйственные ниши заполняли евреи.
В традиционных обществах Африки и Азии доколониального и колониального периода, где межличностные отношения доминировали, торговлей, в особенности в сельских районах, также занимались в основном представители этнорелигиозных меньшинств: в Африке — индийцы, ливанцы, берберы, в Юго-Восточной Азии — китайцы.
Они и становились проводниками капиталистической модернизации.
Какие культурные особенности меньшинств оказываются способствующими их хозяйственной, в особенности предпринимательской активности? Есть ли здесь прямая связь с их религиозной этикой? Как
нами уже отмечалось, М.
Вебер приходил в своем анализе к выводу, что хозяйственной активности способствовала не столько религиозная этика сама по себе, сколько положение чужака, часто ограниченного в правах и даже преследуемого.
Для неавтохтонных меньшинств традиционные занятия были недоступны вследствие того, что они, как правило, не были интегрированы в первичные социальные структуры (общины, касты и т.д.) и не имели доступа к земле и другим производственным ресурсам.
Зато в их иногда полном и монопольном распоряжении оставались и новые, и запретные хозяйственные ниши.
Большую роль играли и психо-культурные качества
миграЕггов — их динамизм, готовность к переменам и способность адаптироваться к новым условиям, некоторый авантюризм и склонность к риску, накопленный многими поколениями опыт предпринимательской активности, благодаря которым они получили устойчивое наименование «торговых народов».
295
[стр. 196]

196 течения на Востоке органично включаются в "большую традицию".
Утверждая ценности и нормы мирской активности, восточные реформаторы воспринимают ее именно как "свою" — индийскую, исламскую, буддийскую.
Так, в концепциях «исламской экономики» мусульманские теоретики весьма высоко оценивают любую созидательную активность и призывают верующих к освоению новых технологий, повышению квалификации и профессиональному совершенству.
Упорный труд во имя наращивания экономического потенциала при безусловном приоритете исламских духовных и нравственных ценностей является для мусульманских идеологов одним из основных направлений мирного джихада, понимаемого как борьба за укрепление позиций исламского мира соревнование с Западом.
Поэтому разработчики теории «исламской экономики» уделяют серьезное внимание осмыслению, идеологическому оформлению, легитимизации на основе исламских ценностей современных видов предпринимательской деятельности, высокотехнологических форм труда1.
Таким образом, одним из важнейших проявлений дифференциации экономической жизни под воздействием мотивирующей функции хозяйственной культуры является повышение статуса и осознание легитимности ранее маргинальных (не в смысле оценки, а находящихся на низших и периферийных, пограничных уровнях культуры) ценностей и норм.
В результате становятся допустимыми и даже престижными виды деятельности, которые ранее были маргинальными — то, что было "спекуляцией", проявлением жадности, эксплуатации, эгоизма, становится "нормальным бизнесом".
При этом, как правило, происходит активизация маргинальных слоев общества, в том числе этнических и религиозных меньшинств, которые часто становятся ведущими субъектами преобразований и носителями новаторских форм хозяйственной деятельности.
В период становления товарно-денежных отношений и самого начала периода распада общины часто именно маргиналы-чужаки становились «первооткрывателями» новых форм хозяйствования — торговли, кредита.
Этому способствовало именно их маргинальное, пограничное положение: они не были связаны социальными отношениями, разного рода обязательствами и личными привязанностями, на них не распространялись религиозные и нравственные запреты и ограничения.
Так, широко известно, что в Западной Европе, где католическая церковь строго порицала занятия ростовщичеством и долгое время (до XII—XIII вв.) воспринимала торговлю как
1 См.: Ионова А.В.
Тенденции разработки социально-экономической тематики современными мусульманскими теоретиками // Ислам.
Проблемы идеологии, права, политики и экономики.
М., 1985.


[стр.,197]

197 «нравственно неполноценное» занятие, а также на Ближнем Востоке, где ислам категорически запрещал взимать ссудный процент, эти нежелательные для христиан и мусульман хозяйственные ниши заполняли евреи.
В традиционных обществах Африки и Азии доколониального и колониального периода, где межличностные отношения доминировали, торговлей, в особенности в сельских районах, также занимались в основном представители этнорелигиозных меньшинств: в Африке — индийцы, ливанцы, берберы, в Юго-Восточной Азии — китайцы.
Они и становились проводниками капиталистической модернизации.
Какие культурные особенности меньшинств оказываются способствующими их хозяйственной, в особенности предпринимательской активности? Есть ли здесь прямая связь с их религиозной этикой? Как
уже отмечалось (см.
гл.
1, § 4), М.
Вебер приходил в своем анализе к выводу, что хозяйственной активности способствовала не столько религиозная этика сама по себе, сколько положение чужака, часто ограниченного в правах и даже преследуемого.
Для неавтохтонных меньшинств традиционные занятия были недоступны вследствие того, что они, как правило, не были интегрированы в первичные социальные структуры (общины, касты и т.д.) и не имели доступа к земле и другим производственным ресурсам.
Зато в их иногда полном и монопольном распоряжении оставались и новые, и запретные хозяйственные ниши.
Большую роль играли и психо-культурные качества
мигрантов — их динамизм, готовность к переменам и способность адаптироваться к новым условиям, некоторый авантюризм и склонность к риску, накопленный многими поколениями опыт предпринимательской активности, благодаря которым они получили устойчивое наименование «торговых народов» Автохтонные религиозные меньшинства, включенные в традиционные хозяйственные отношения и имеющие доступ к земле (старообрядцы и сектанты в России, сикхи в Индии) также вследствие их положения и особого менталитета часто оказывались носителями передовых хозяйственных ролей или новых технологий.
Сикхи традиционно играли заметную роль в развитии сельского хозяйства Индии и уже в период колониализма обнаружили высокий динамизм.
По отзыву англичан, «сикхи — самые современные из всех индийцев: они безудержно стремятся ко всему, что дает

[Back]