Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 296]

Автохтонные религиозные меньшинства, включенные в традиционные экономические отношения и имеющие доступ к земле (старообрядцы и сектанты в России, сикхи в Индии) также вследствие их положения и особого менталитета часто оказывались носителями передовых хозяйственных ролей или новых технологий.
Сикхи традиционно играли заметную роль в развитии сельского хозяйства Индии и уже в период колониализма обнаружили высокий динамизм.
По отзыву англичан, «сикхи — самые современные из всех индийцев: они безудержно стремятся ко всему, что дает
какие-либо преимущества и выгоду, будь то швейная машина, сельскохозяйственная техника, восточноафриканская торговля или война».
[18] В конце XX в.
религиозные меньшинства, сохранившие свои предпринимательские традиции, во многих регионах мира стали активными носителями индустриальной модернизации и постмодернизации.
Хотя сикхи очень сильно пострадали от раздела Индии в 1947 году, они уже в 50-е годы сумели восстановить свое лидерство в товарно-ориентированном земледелии (в 1950 г.
Пенджаб стал экспортером зерна).
Причем они демонстрировали явную склонность к освоению новых, в том числе и трудоемких, технологий, и традиционно высокий уровень их агрикультуры повышался.
Благодаря этому они стали главными создателями «пенджабского экономического чуда» 60— 70-х годов, связанного с «зеленой революцией» — освоением новых селекционных высокоурожайных сортов зерновых.
Однако причины «чуда» были, как обычно, не столько в новых сортах как таковых, сколько в накопленной сикхами культуре земледелия: «зеленая революция» была результатом «зеленой эволюции».

[18] «Торговыми народами» и активными меньшинствами становятся представители разных конфессий.
Как мы видели, среди них были и христиане разных направлений (протестанты, члены Армянской церкви, староверы в России), иудеи, индусы, сикхи, конфуцианцы, а также мусульмане, парсы и другие.
По всей вероятности, предпосылкой модернизационной активности религиозных меньшинств выступает не сама по себе их специфическая религиозная этика, а ее синтез с другими культурными факторами и
296
[стр. 197]

197 «нравственно неполноценное» занятие, а также на Ближнем Востоке, где ислам категорически запрещал взимать ссудный процент, эти нежелательные для христиан и мусульман хозяйственные ниши заполняли евреи.
В традиционных обществах Африки и Азии доколониального и колониального периода, где межличностные отношения доминировали, торговлей, в особенности в сельских районах, также занимались в основном представители этнорелигиозных меньшинств: в Африке — индийцы, ливанцы, берберы, в Юго-Восточной Азии — китайцы.
Они и становились проводниками капиталистической модернизации.
Какие культурные особенности меньшинств оказываются способствующими их хозяйственной, в особенности предпринимательской активности? Есть ли здесь прямая связь с их религиозной этикой? Как уже отмечалось (см.
гл.
1, § 4), М.
Вебер приходил в своем анализе к выводу, что хозяйственной активности способствовала не столько религиозная этика сама по себе, сколько положение чужака, часто ограниченного в правах и даже преследуемого.
Для неавтохтонных меньшинств традиционные занятия были недоступны вследствие того, что они, как правило, не были интегрированы в первичные социальные структуры (общины, касты и т.д.) и не имели доступа к земле и другим производственным ресурсам.
Зато в их иногда полном и монопольном распоряжении оставались и новые, и запретные хозяйственные ниши.
Большую роль играли и психо-культурные качества мигрантов — их динамизм, готовность к переменам и способность адаптироваться к новым условиям, некоторый авантюризм и склонность к риску, накопленный многими поколениями опыт предпринимательской активности, благодаря которым они получили устойчивое наименование «торговых народов» Автохтонные религиозные меньшинства, включенные в традиционные хозяйственные отношения и имеющие доступ к земле (старообрядцы и сектанты в России, сикхи в Индии) также вследствие их положения и особого менталитета часто оказывались носителями передовых хозяйственных ролей или новых технологий.
Сикхи традиционно играли заметную роль в развитии сельского хозяйства Индии и уже в период колониализма обнаружили высокий динамизм.
По отзыву англичан, «сикхи — самые современные из всех индийцев: они безудержно стремятся ко всему, что дает


[стр.,198]

198 какие-либо преимущества и выгоду, будь то швейная машина, сельскохозяйственная техника, восточноафриканская торговля или война»'.
В конце XX в.
религиозные меньшинства, сохранившие свои предпринимательские традиции, во многих регионах мира стали активными носителями индустриальной модернизации и постмодернизации.
Хотя сикхи очень сильно пострадали от раздела Индии в 1947 году, они уже в 50-е годы сумели восстановить свое лидерство в товарно ориентированном земледелии (в 1950 г.
Пенджаб стал экспортером зерна).
Причем они демонстрировали явную склонность к освоению новых, в том числе и трудоемких, технологий, и традиционно высокий уровень их агрикультуры повышался.
Благодаря этому они стали главными создателями «пенджабского экономического чуда» 60—70-х годов, связанного с «зеленой революцией» — освоением новых селекционных высокоурожайных сортов зерновых.
Однако причины «чуда» были, как обычно, не столько в новых сортах как таковых, сколько в накопленной сикхами культуре земледелия: «зеленая революция» была результатом «зеленой эволюции»1
2.
«Торговыми народами» и активными меньшинствами становятся представители разных конфессий.
Как мы видели, среди них были и христиане разных направлений (протестанты, члены Армянской церкви, староверы в России), иудеи, индусы, сикхи, конфуцианцы, а также мусульмане, парсы и другие.
По всей вероятности, предпосылкой модернизационной активности религиозных меньшинств выступает не сама по себе их специфическая религиозная этика, а ее синтез с другими культурными факторами и
совокупностью конкретных обстоятельств, в которых оказываются ее носители3.
Эти обстоятельства способствуют актуализации того активного потенциала, достижительных ориентаций, которые присутствуют практически в каждой этической системе, но в нормальных, стабильных условиях этнорелигиозного большинства могут просто не востребоваться в массовых масштабах.
В то же время, у некоторых религиозных меньшинств имеются и отличные от большинства специфические духовные установки, обусловливающие их высокую модернизационную активность.
1 Цит.
по.: Бельский А.Г., Фурман Д.Е.
Сикхи и индусы.
М., 1992.
2 Там же, с.
73.
3 См.: Дятлов В.И.
Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Богом? М., 1996, С.
206—211.

[Back]