Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 297]

совокупностью конкретных обстоятельств, в которых оказываются ее носители.
[62] Эти обстоятельства способствуют актуализации того активного потенциала, достижительных ориентации, которые присутствуют практически в каждой этической системе, но в нормальных, стабильных условиях этнорелигиозного большинства могут просто не востребоваться в массовых масштабах.
В то же время, у некоторых религиозных меньшинств имеются и отличные от большинства специфические духовные установки, обусловливающие их высокую модернизационную активность.

Прежде всего, членство в секте говорит о более высоком напряжении религиозных чувств: «Принадлежность к секте — в противоположность принадлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рождения», — является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности.
Церковь — не что иное, как учреждение по дарованию благодати...
принадлежность к церкви обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан.
Секта же, напротив, является волюнтаристическим объединением лишь достойных (по идее) в религиозноэтическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковыми добровольно вступивших в объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказанной религиозной избранности».

[36] С другой стороны, учения, исповедуемыми некоторыми сектами и религиозными меньшинствами, действительно содержат духовно-этические установки на предпринимательскую активность.
Такие установки, с точки зрения М.
Вебера, содержала протестантская этика, в особенности в интерпретации баптистов, методистов.
То же мы можем сказать о русских молоканах, частично — духоборах,
а также и о сикхах.
Исследователи считают, что сикхизм формирует тип личности, хорошо адаптирующейся к условиям современной рыночной экономики.
Он выдвинул этический идеал трудолюбивого домохозяина, работа для которого является долгом.
Сикхизм осуждает крайнюю аскезу и религиозномотивированное нищенство и провозглашает ценность мирской жизни человека.
В отличие от индуистов, сикхи не делят профессии на «чистые» и «нечистые», не
297
[стр. 198]

198 какие-либо преимущества и выгоду, будь то швейная машина, сельскохозяйственная техника, восточноафриканская торговля или война»'.
В конце XX в.
религиозные меньшинства, сохранившие свои предпринимательские традиции, во многих регионах мира стали активными носителями индустриальной модернизации и постмодернизации.
Хотя сикхи очень сильно пострадали от раздела Индии в 1947 году, они уже в 50-е годы сумели восстановить свое лидерство в товарно ориентированном земледелии (в 1950 г.
Пенджаб стал экспортером зерна).
Причем они демонстрировали явную склонность к освоению новых, в том числе и трудоемких, технологий, и традиционно высокий уровень их агрикультуры повышался.
Благодаря этому они стали главными создателями «пенджабского экономического чуда» 60—70-х годов, связанного с «зеленой революцией» — освоением новых селекционных высокоурожайных сортов зерновых.
Однако причины «чуда» были, как обычно, не столько в новых сортах как таковых, сколько в накопленной сикхами культуре земледелия: «зеленая революция» была результатом «зеленой эволюции»1 2.
«Торговыми народами» и активными меньшинствами становятся представители разных конфессий.
Как мы видели, среди них были и христиане разных направлений (протестанты, члены Армянской церкви, староверы в России), иудеи, индусы, сикхи, конфуцианцы, а также мусульмане, парсы и другие.
По всей вероятности, предпосылкой модернизационной активности религиозных меньшинств выступает не сама по себе их специфическая религиозная этика, а ее синтез с другими культурными факторами и совокупностью конкретных обстоятельств, в которых оказываются ее носители3.
Эти обстоятельства способствуют актуализации того активного потенциала, достижительных
ориентаций, которые присутствуют практически в каждой этической системе, но в нормальных, стабильных условиях этнорелигиозного большинства могут просто не востребоваться в массовых масштабах.
В то же время, у некоторых религиозных меньшинств имеются и отличные от большинства специфические духовные установки, обусловливающие их высокую модернизационную активность.

1 Цит.
по.: Бельский А.Г., Фурман Д.Е.
Сикхи и индусы.
М., 1992.
2 Там же, с.
73.
3 См.: Дятлов В.И.
Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Богом? М., 1996, С.
206—211.


[стр.,199]

199 Прежде всего, членство в секте говорит о более высоком напряжении религиозных чувств: «Принадлежность к секте — в противоположность принадлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рождения», — является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности.
Церковь — не что иное как учреждение по дарованию благодати...
принадлежность к церкви обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан.
Секта же, напротив, является волюнтаристическим объединением лишь достойных (по идее) в религиозно-этическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковыми добровольно вступивших в объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказанной религиозной избранности»
1 С другой стороны, учения, исповедуемыми некоторыми сектами и религиозными меньшинствами, действительно содержат духовно-этические установки на предпринимательскую активность.
Такие установки, с точки зрения М Вебера, содержала протестантская этика, в особенности в интерпретации баптистов, методистов.
То же мы можем сказать о русских молоканах, частично— духоборах
(подробнее рассмотрим в гл.З), а также и о сикхах.
Исследователи считают, что сикхизм формирует тип личности, хорошо адаптирующейся к условиям современной рыночной экономики.
Он выдвинул этический идеал трудолюбивого домохозяина, работа для которого является долгом.
Сикхизм осуждает крайнюю аскезу и религиозно-мотивированное нищенство и провозглашает ценность мирской жизни человека.
В отличие от индуистов, сикхи не делят профессии на «чистые» и «нечистые», не
знают столь сковывающих индуистов многочисленных ритуалов и обрядов, а также астрологии.
Формируемая сикхизмом картина мира более рациональна, менее мистична и пронизана магией, чем индуистская.
И хотя сам по себе сикхизм вряд ли смог бы в условиях Индии стать духовной предпосылкой эндогенного капитализма, для вторичной модернизации он, безусловно, дает сильный духовный импульс1.
Мотивационная функция хозяйственной и конфессиональной культуры, обусловливающая дифференциацию хозяйственных ролей и хозяйственной жизни в целом, активизирующая ранее маргинальные группы населения и формы деятельности, приводит к разрушению сложившихся устойчивых стереотипов экономического 1 См.
Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М.
Избранные произведения.
М, 1991, С.
277.

[Back]