Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 298]

знают столь сковывающих индуистов многочисленных ритуалов и обрядов, а также астрологии.
Формируемая сикхизмом картина мира более рациональна, менее мистична и пронизана магией, чем индуистская.
И хотя сам по себе сикхизм вряд ли смог бы в условиях Индии стать духовной предпосылкой эндогенного капитализма, для вторичной модернизации он, безусловно, дает сильный духовный импульс.

[18] Мотивационный фактор экономической и конфессиональной культуры, обусловливающий дифференциацию хозяйственных ролей и хозяйственной жизни в целом, активизирующий ранее маргинальные группы населения и формы деятельности, приводит к разрушению сложившихся устойчивых стереотипов экономического поведения и обострению конфликта модернизированных и традиционных элементов социокультурной системы.
Именно в периоды интенсивной модернизации нарастает
ire только активность этнических и религиозных «торговых меньшинств», но и неприятие их принимающей средой.
Для традиционалистов они оказываются носителями враждебного капиталистического духа, для формирующихся национальных предпринимательских кругов — конкурентами, деятельность которых необходимо любыми средствами ограничить, для покупателей, клиентов, — народной массы — эксплуататорами и обманщиками, наживающимися на их бедствиях, для государства — постоянно «пятой колонной», проводящей интересы бывших колонизаторов и империалистов.
Именно в такие периоды начинаются гонения на «торговые меньшинства», порой жестокие и кровавые.
Активизация национального капитала, притом, что он, как правило, воспринимается как «праведный» в противоположность всегда подозрительному и враждебному иностранному капиталу, также усиливает ролевую гетерогенность, имущественное расслоение и в целом повышает напряженность в обществе.
Органичная
экономическая культура в условиях становления новой системы хозяйствования как бы усложняется и распадается, и ее дифференциация обязательно должна дополняться столь же интенсивными интеграционными процессами.
Роль такого интегратора также выполняет
экономическая культура.
298
[стр. 199]

199 Прежде всего, членство в секте говорит о более высоком напряжении религиозных чувств: «Принадлежность к секте — в противоположность принадлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рождения», — является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности.
Церковь — не что иное как учреждение по дарованию благодати...
принадлежность к церкви обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан.
Секта же, напротив, является волюнтаристическим объединением лишь достойных (по идее) в религиозно-этическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковыми добровольно вступивших в объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказанной религиозной избранности» 1 С другой стороны, учения, исповедуемыми некоторыми сектами и религиозными меньшинствами, действительно содержат духовно-этические установки на предпринимательскую активность.
Такие установки, с точки зрения М Вебера, содержала протестантская этика, в особенности в интерпретации баптистов, методистов.
То же мы можем сказать о русских молоканах, частично— духоборах (подробнее рассмотрим в гл.З), а также и о сикхах.
Исследователи считают, что сикхизм формирует тип личности, хорошо адаптирующейся к условиям современной рыночной экономики.
Он выдвинул этический идеал трудолюбивого домохозяина, работа для которого является долгом.
Сикхизм осуждает крайнюю аскезу и религиозно-мотивированное нищенство и провозглашает ценность мирской жизни человека.
В отличие от индуистов, сикхи не делят профессии на «чистые» и «нечистые», не знают столь сковывающих индуистов многочисленных ритуалов и обрядов, а также астрологии.
Формируемая сикхизмом картина мира более рациональна, менее мистична и пронизана магией, чем индуистская.
И хотя сам по себе сикхизм вряд ли смог бы в условиях Индии стать духовной предпосылкой эндогенного капитализма, для вторичной модернизации он, безусловно, дает сильный духовный импульс1.

Мотивационная функция хозяйственной и конфессиональной культуры, обусловливающая дифференциацию хозяйственных ролей и хозяйственной жизни в целом, активизирующая ранее маргинальные группы населения и формы деятельности, приводит к разрушению сложившихся устойчивых стереотипов экономического 1 См.
Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М.
Избранные произведения.
М, 1991, С.
277.


[стр.,200]

200 поведения и обострению конфликта модернизированных и традиционных элементов социокультурной системы.
Именно в периоды интенсивной модернизации нарастает
не только активность этнических и религиозных «торговых меньшинств», но и неприятие их принимающей средой.
Для традиционалистов они оказываются носителями враждебного капиталистического духа, для формирующихся национальных предпринимательских кругов — конкурентами, деятельность которых необходимо любыми средствами ограничить, для покупателей, клиентов, — народной массы — эксплуататорами и обманщиками, наживающимися на их бедствиях, для государства — постоянно «пятой колонной», проводящей интересы бывших колонизаторов и империалистов.
Именно в такие периоды начинаются гонения на «торговые меньшинства», порой жестокие и кровавые.
Активизация национального капитала, при том, что он как правило воспринимается как «праведный» в противоположность всегда подозрительному и враждебному иностранному капиталу, также усиливает ролевую гетерогенность, имущественное расслоение и в целом повышает напряженность в обществе.
Органичная
хозяйственная культура в условиях модернизации как бы усложняется и распадается, и ее дифференциация обязательно должна дополняться столь же интенсивными интеграционными процессами.
Роль такого интегратора также выполняет
хозяйственная культура.
2.2 Хозяйственная культура как фактор легитимизации новых форм деятельности Хозяйственная культура, выполняющая функцию легитимизации предпринимательского успеха и новых экономических ролей, обеспечивает интеграцию общества, социокультурный консенсус по проблемам экономического развития.
Проблема модернизирующегося общества состоит не столько в отсутствии активных субъектов обновления, не в слабости достижительных ориентаций, индивидуализма, предпринимательской идеологии, как часто жалуются реформаторы, — они есть, поскольку идут реформы, но 1) в неприятии обществом новых форм деятельности, их 1 1 Бельский А.Г., Фурман Д.Е.
Сикхи и индусы.
М., 1992, с.
72.

[Back]