Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 300]

но и с религиозной позиции оправдывали активность и успех, провозглашая их признаком богоизбранности или наградой за служение Богу, за праведный образ жизни.
Может ли сама по себе идея необходимости
становления новой системы хозяйствования служить средством легитимизации новых видов хозяйственной деятельности и предпринимательского успеха? Такая возможность очень ограничена вследствие того, что модернизация имеет характер противоречивого процесса и, как правило, в обществе нет консенсуса по вопросу необходимости реформ, а также по их конкретным направлениям и формам.
Кроме того, резкая дифференциация общества сопровождается усилением неравенства, появлением «новых бедных», гораздо более многочисленных, чем «новые богатые».

Экономическая культура как выражение экономической свободы, социального партнерства, социальной справедливости и конституционного порядка служит фактором легитимизации новых форм деятельности.
Именно благодаря экономической культуре можно добиться нравственного оправдания активизации предпринимательской деятельности, стабильности цен, социальной защищенности семей и отдельных граждан данной страны.
Свободаэто «способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости» [240].
В повседневной практической деятельности люди сталкиваются не с абстрактной необходимостью как таковой, а с ее конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих естественных условий, а также социальных и экономических отношений, которые обусловливают круг их интересов, а также в виде материальных средств для достижения поставленных целей.
Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой в выборе целей, поскольку в каждый данный момент обычно существует не одна, а несколько возможностей, хотя и с разной долей вероятности; даже тогда, когда нет альтернативы, они в состоянии замедлить наступление нежелательных для них явлений либо ускорить приближение 300
[стр. 201]

201 осуждения как разрушительных для нравственности, культуры, социальности; 2) в неинтегрированности новых видов деятельности в социокультурную систему 3) в ограниченности их легитимности рамками иной системы ценностей, не усвоенной обществом, или узкой локальной структурной ниши, более или менее жестко противостоящей обществу — сословия, касты, этнорелигиозного меньшинства.
Например, как мы покажем далее, промышленное предпринимательство в дореволюционной России, имеющее собственную корпоративную этику и деловую культуру, так и не получило окончательной нравственной легитимности в масштабах общества, экономическая деятельность наделялась сугубо эгоистическим смыслом, т.к.
индивидуальная этика служения предпринимателей не воспринималась обществом на фоне общего распада универсализма "служилого государства/общества".
Новая этика успеха, развитие достижительных ориентаций, связанное с гипермотивацией предпринимательской деятельности, должна включать в себя не только побуждение к успеху, но и оправдание успеха в глазах менее благополучных и даже бедствующих членов общества.
Успех первичной модернизации в странах Запада в значительной степени объясняется тем, что протестантская этика, а также и нравственная и социальная доктрина католической церкви, не только создавали мотивы для хозяйственной активности, но и с религиозной позиции оправдывали активность и успех, провозглашая их признаком богоизбранности или наградой за служение Богу, за праведный образ жизни.
Может ли сама по себе идея необходимости
модернизации служить средством легитимизации новых видов хозяйственной деятельности и предпринимательского успеха? Такая возможность очень ограничена вследствие того, что модернизация имеет характер противоречивого процесса и как правило в обществе нет консенсуса по вопросу необходимости реформ, а также по их конкретным направлениям и формам.
Кроме того, резкая дифференциация общества сопровождается усилением неравенства, появлением «новых бедных», гораздо более многочисленных, чем «новые богатые».

Формы легитимизации новых видов хозяйственной и предпринимательской деятельности и коммерческого успеха в условиях модернизирующихся обществ могут быть различны.
Во-первых, это идеи, вводящие нетрадиционную успешную деятельность в контекст духовной жизни общества, подчеркивающие ее подчинение высшим нравственный и религиозным ценностям и принципам устроения самобытной

[Back]