Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 313]

с конфуцианской традицией, приносить пользу государству.
В русской культуре существовала универсальная ценность служения, в том числе и служения торговопромышленного класса обществу и государству.

Таким образом, необходимая для осуществления
экономического роста мотивация предпринимательской и производственной активности, предполагающая стимулирование индивидуальной достижительности, должна в контексте экономической и конфессиональной культуры общества дополняться идеями общих интересов и целей, служения индивида общему благу.
В-третьих, легитимизация успешной деятельности и интеграция модернизирующегося общества обеспечиваются с помощью высокой профессиональной аскезы.
Она предполагает, прежде всего, высокую трудовую и профессиональную этику, ценности которой распространяются на все сословия и классы независимо от их
отношения к модернизации.
Эндогенная трудовая аскеза является одним из основных факторов развития и прогресса, ибо развитие материальной сферы, основанное на эксплуатации людей или природных ресурсов, на биржевой игре или иных видах спекуляции, на любых других нарушениях высших духовно-этических принципов не возможно признать легитимным.
Так, согласно идеалам Ганди, труд является важнейшим средством самосовершенствования, и каждый человек должен трудиться не только для того, чтобы обеспечивать себе необходимый минимум физического существования, но и для того, чтобы иметь возможность в труде служить людям и добиваться самосовершенствования.
Теоретики «буддийской экономики» также наделяют труд религиозной значимостью.
По Е.
Шумахеру, он выполняет троякую функцию: дает человеку шанс совершенствовать его способности; предоставляет ему возможность преодолеть свой эгоцентризм с помощью участия в коллективном труде; и, наконец, именно труд является источником необходимых для жизни товаров, продуктов и услуг.
Лишение человека работы, с точки зрения буддийских экономистов, пагубно не только потому, что лишает его источников средств существования, но и потому, что человек теряет возможность совершенствоваться и дисциплинироваться с помощью регулярных и
313
[стр. 203]

203 духовности: "Политика экономического равенства ликвидирует в человеке инстинкт приобретения и обеспечивает...
всему обществу возможность посвятить время медитации, ведущей к ниббане"1.
Во-вторых, легитимизации новых форм деятельности и интеграции модернизирующегося общества способствует их подчинение, хотя бы на уровне идеологии, принятым в обществе структурам идентичности.
На микроуровне это может быть провозглашение новой хозяйственной роли и предпринимательского успеха делом семьи, общины, касты.
Индийский исследователь М.
Сринивас описывал санскритизацию как механизм включения касты целиком в современную деятельность при сохранении ее коллективной идентичности, но с повышением статуса, в противоположность механизму вестернизации как выхода индивида, принимающего новую экономическую роль, за пределы кастовой системы вообще1.
На макроуровне такая легитимизация обычно связана с утверждением общезначимости, ценности для общества в целом и для государства какого-либо конкретного вида деятельности или современной хозяйственной активности вообще.
Так было с уже описанным «индийским экономическим национализмом», провозгласившим хозяйственный успех служением делу национально-освободительной борьбы.
Идеологи Гоминьдана, осуществлявшие реформы на Тайване, настаивали на том, что каждый человек, достойный этого звания, должен служить общему благу, и в первую очередь, вполне в соответствии с конфуцианской традицией, приносить пользу государству В русской культуре существовала универсальная ценность служения, в том числе и служения торгово-промышленного класса обществу и государству (см.
гл.
3).
Таким образом, необходимая для осуществления
хозяйственного роста мотивация предпринимательской и производственной активности, предполагающая стимулирование индивидуальной достижительности, должна в контексте хозяйственной и конфессиональной культуры общества дополняться идеями общих интересов и целей, служения индивида общему благу.
В-третьих, легитимизация успешной деятельности и интеграция модернизирующегося общества обеспечиваются с помощью высокой профессиональной аскезы.
Она предполагает прежде всего высокую трудовую и профессиональную этику, ценности которой распространяются на все сословия и классы независимо от их
1 Цит.
по: Агаджанян А.С.
Будийский путь в XX веке.
М., 1993, с.229.


[стр.,204]

204 отношения к модернизации.
Эндогенная трудовая аскеза является одним из основных факторов развития и прогресса, ибо развитие материальной сферы, основанное на эксплуатации людей или природных ресурсов, на биржевой игре или иных видах спекуляции, на любых других нарушениях высших духовно-этических принципов не возможно признать легитимным.
Так, согласно идеалам Ганди, труд является важнейшим средством самосовершенствования, и каждый человек должен трудиться не только для того, чтобы обеспечивать себе необходимый минимум физического существования, но и для того, чтобы иметь возможность в труде служить людям и добиваться самосовершенствования.
Теоретики "буддийской экономики" также наделяют труд религиозной значимостью.
По Е.
Шумахеру, он выполняет троякую функцию, дает человеку шанс совершенствовать его способности; предоставляет ему возможность преодолеть свой эгоцентризм с помощью участия в коллективном труде; и наконец, именно труд является источником необходимых для жизни товаров, продуктов и услуг.
Лишение человека работы, с точки зрения буддийских экономистов, пагубно не только потому, что лишает его источников средств существования, но и потому, что человек теряет возможность совершенствоваться и дисциплинироваться с помощью регулярных и
систематических занятий.
Согласно высшим целям "буддийского пути", развитие экономики ориентировано на совершенствование человеческого характера, основным инструментом которого является труд1 2.
Согласно Буддхадасе, "Когда совершается такой праведный труд, его можно считать одним из компонентов продвижения по Благородному Пути (ariyamagga) для достижения ниббаны"3.
Современное развитие буддийской идеологии идет по пути легитимизации современных видов предпринимательства и новых экономических ролей в бизнесе и индустриальном производстве с помощью традиционных понятий и ценностей4.
Важнейшим принципом мирской аскезы является трудовая природа богатства и собственности.
Праведное, легитимное богатство и собственность могут быть, согласно аскетическим принципам, только функцией труда в широком смысле, подобно тому как в протестантской этике богатство является не элементом статусной принадлежности, не 1 См.: Srinivas M.N.
India: A Social Structure.
New Delhi, 1980.
2 Schumacher E.
Small is Beautiful.
A Study of Economics as if People Mattered.
L„ 1975, p.
50.
3 Цит.
по: Агаджанян A.C.
Будайский путь в XX веке.
М., 1993, с.
225.
4 Tradition and Change in Theravada Buddhism: Essays on Ceylon and Thailand in the 19th and 20th Centuries.
Leiden, 1973, p.79.

[Back]