развитых странах, но соответствующих потребностям местного производства и возможностям неквалифицированной рабочей силы. [342] Однако не только императив простоты и максимального удовлетворения минимальными средствами составляет суть буддийских представлений о материальных благах. Главное в них то, что потребление не является целью само по себе, а «моральная цель остается превыше всего, материальное благосостояние только вспомогательно». Характер моральной цели определяется высшими ценностями буддизма и социально-культурными традициями буддийских обществ: материальные блага должны служить приобретению религиозных заслуг путем пожертвований монахам, строительства культовых сооружений, совершения обрядов и паломничества, а также накоплению социальных связей, сохранению и поддержанию сети патерналистских отношений. [4] Только экономическая деятельность, направленная на достижение таких целей и получение такого рода материальных благ является рациональной в контексте буддийских ценностей. «Буддийская экономика» признает возможным достижение своей главной цели — самосовершенствования личности— только при снижении материальных потребностей, отказе, как от нищенствования, так и от материальных излишеств, погони за роскошью в быту и наращивания производства сверх удовлетворения жизненных потребностей. В то же время, для теорий структурной модернизации совершенно чужда коммунистическая идея отмены частной собственности и насильственного выравнивания дохода и образа жизни. Само по себе имущественное неравенство не только необходимо в качестве стимула хозяйственной активности, но и идеологически является продолжением принципа изначального равенства людей. Так, именно принцип равенства заставляет исламских теоретиков отказываться от насильственного перераспределения доходов и принимать материальное неравенство людей, а также и институт частной собственности, как должное: человек подчиняется только Богу и никому больше, а Бог создал людей с неодинаковыми характерами и способностями, и было бы несправедливым и преступным лишать людей того, что ими честно заработано. [332] 316 |
206 Наиболее разработанной и определенной является концепция материальных благ в "буддийской экономике". Квинтэссенцией идей "буддийской экономики" является концепция "срединного пути", основанная на максимальном благосостоянии при минимизации потребления — "красоте малого", выработке правильного образа жизни и стандарта потребления 1Простота образа жизни и сознательное снижение стандарта потребления у буддийских экономистов тесно связаны с религиозным императивом ненасилия, поскольку позволяют людям жить без напряжения, конфликтов, постоянного чувства неудовлетворенности и выматывающей погони за материальным достатком. На уровне конкретной программы "промежуточной технологии" Е. Шумахера идеалу "срединности" соответствует производство на основе местных ресурсов, для местных нужд, на основе местной рабочей силы и с использованием технологий, устаревших в развитых странах, но соответствующих потребностям местного производства и возможностям неквалифицированной рабочей силы1 2. Однако не только императив простоты и максимального удовлетворения минимальными средствами составляет суть буддийских представлений о материальных благах. Главное в них то, что потребление не является целью само по себе, а "моральная цель остается превыше всего, материальное благосостояние только вспомогательно". Характер моральной цели определяется высшими ценностями буддизма и социально-культурными традициями буддийских обществ: материальные блага должны служить приобретению религиозных заслуг путем пожертвований монахам, строительства культовых сооружений, совершения обрядов и паломничества, а также накоплению социальных связей, сохранению и поддержанию сети патерналистских отношений1. Только экономическая деятельность, направленная на достижение таких целей и получение такого рода материальных благ является рациональной в контексте буддийских ценностей. Сарводайа признает возможным достижение своей главной цели — самосовершенствования личности — только при снижении материальных потребностей, отказе как от нищенствования, так и от материальных излишеств, погони за роскошью в быту и наращивания производства сверх удовлетворения жизненных потребностей. В то же время, для теорий структурной модернизации совершенно чужда коммунистическая идея отмены частной собственности и насильственного выравнивания 1 Агаджанян А.С. Будайский путь в XX веке. М., 1993, с.700. 2 Schumacher Е. Smoll is Beautiful. A Study of Economics as if People Mattered. L., 1975, p. 53. 207 дохода и образа жизни. Само по себе имущественное неравенство не только необходимо в качестве стимула хозяйственной активности, но и идеологически является продолжением принципа изначального равенства людей. Так, именно принцип равенства заставляет исламских теоретиков отказываться от насильственного перераспределения доходов и принимать материальное неравенство людей, а также и институт частной собственности, как должное: человек подчиняется только Богу и никому больше, а Бог создал людей с неодинаковыми характерами и способностями, и было бы несправедливым и преступным лишать людей того, что ими честно заработано1 2. Во многих культурах существуют более или менее жесткие запреты на какие-либо действия или на потребление определенных товаров: запрет на ростовщичество, на «спекуляцию», на умерщвление живого, на ритуально нечистые профессии, на употребление алкоголя, свинины или говядины и т.п Подобные запреты выполняют интегративную функцию и способствуют поддержанию общей идентичности, однако они резко снижают дифференциацию и мотивацию хозяйственной культуры. Для того, чтобы баланс дифференциации и интеграции в процессе структурной модернизации общества был сохранен, их отмена обязательно должна сопровождаться принятием новых принципов легитимности: доходность спекулятивных операций оправдывается риском и затраченным трудом, а запретные профессии и предметы потребления «легализуются» через реформацию традиционных религий3. Интеграция модернизирующегося общества и уравновешивание процессов дифференциации невозможна без сохранения его идентичности. При всей близости и сходстве, процесс интеграции и поддержания идентичности не тождественны. Идентичность представляет собой определенное качество интеграции, когда единство основано на глубоком осознании социокультурных корней, традиций, общности ценностей, менталитета, поведенческого кода, стиля и образа жизни. 1 Агаджанян А.С. Будийский путь в XX веке. М., 1993, с. 237. 2 Nienhaus V. Islam und modcrne Wirtschaft. Positioner Probleme und Perspektiven. Grz. Wien. Koln, 1982, S.146. 3 В условиях быстрой модернизации, когда устойчивая система запретов и легитимизации разрушена, а новая находится в стадии становления, можно наблюдать попытки оправдать даже престу пные деяния их «полезностью» для общества или для реформ. Так, в постсоветской России известны слу чаи, когда криминальный бизнес оправдывался его «ценностью» для общества, а преступники пытались объяснить свои действия стремлением помочь реформированию общества или очистить его от «социального балласта». |