сохранение духовной сущности общества и стабильного самоотождествления индивидов с культурой и обществом в целом. Идентичность предполагает осознание (хотя бы самое общее) неких принципиально важных ценностей, смыслов, идей, позволяющих причислять себя к государству и к определенной культуре по типу «я гражданин России», «я русский» (человек русской культуры) и т.п. На локальном уровне понятием идентичность можно обозначить отождествление индивидом себя с классом, социальной или профессиональной группой по типу «я рабочий», «я предприниматель», «я высококвалифицированный специалист» и т.д. Как на макроуровне, так и на уровне локальном идентичность предполагает осознание специфических интересов, целей, выражающееся как в идеологии (предпринимательской, рабочего движения и т.д.), так и в стилевых проявлениях определенных субкультур, которые могут характеризоваться профессиональным языком, особенностями поведения, образа жизни и ее стиля. В переломные периоды общественного развития, к которым, безусловно, относится и процесс становления рыночных отношений, происходит кризис как общей, так и локальной идентичности. Он обусловлен, во-первых, распадом или изменением общей идентичности («советский» — «российский», «русский», «татарский», «грузинский» и т.д.), во-вторых, дифференциацией хозяйственной жизни, вызывающей изменение прежней идентичности и появлением новой («колхозник» — «фермер», «специалист» — «предприниматель»), втретьих, кризисом легитимности, связанным с тем, что новая идентичность нуждается в осознании и признании сс нравственной и социокультурной состоятельности: например, резкий переход статуса специалиста (инженера, ученого, учителя) к положению мелкого предпринимателя («челнока») порождает не столько ощущение свободы и независимости, сколько чувство потери профессии и своего места в обществе, и нужно время и соответствующая культурная и идейная среда, чтобы созрела новая идентичность. Кризис идентичности усугубляется безработицей, неминуемо сопутствующей перестройке хозяйственных институтов. Как давно уже отмечают 318 |
208 2.3. Хозяйственная культура как фактор обретения идентичности Модернизация, процесс реформирования общества, резкие «шоковые» изменения его социально-экономической структуры и системы ценностей, всегда сопровождается подрывом идентичности. Термин «идентичность», весьма широко распространенный в зарубежной литературе (Identity, Identitaet) на русский язык часто переводится как «самобытность». Нам представляется, что понятие самобытности, используемое в отечественной научной литературе1, шире и подразумевает интеграцию, единство общества на основе устойчивых своеобразных социокультурных структур разного уровня (см. § 2 настоящей главы), и идентичность как сохранение духовной сущности общества и стабильного самоотождествления индивидов с культурой и обществом в целом. Идентичность предполагает осознание (хотя бы самое общее) неких принципиально важных ценностей, смыслов, идей, позволяющих причислять себя к государству и к определенной культуре по типу «я гражданин России», «я русский» (человек русской культуры) и т.п. На локальном уровне понятием идентичность можно обозначить отождествление индивидом себя с классом, социальной или профессиональной группой по типу «я рабочий», «я предприниматель», «я высококвалифицированный специалист» и т.д. Как на макроуровне, так и на уровне локальном идентичность предполагает осознание специфических интересов, целей, выражающееся как в идеологии (предпринимательская, рабочего движения и т.д.), так и в стилевых проявлениях определенных субкультур, которые могут характеризоваться профессиональным языком (жаргоном), особенностями поведения, образа жизни и ее стиля. В переломные периоды общественного развития, к которым, безусловно, относится и модернизация, происходит кризис как общей, так и локальной идентичности. Он обусловлен, во первых, распадом или изменением общей идентичности («советский» — «российский», «русский», «татарский», «грузинский» и т.д.), во-вторых, дифференциацией хозяйственной жизни, вызывающей изменение прежней идентичности и появлением новой («колхозник» — «фермер», «специалист» — «предприниматель»), втретьих, кризисом легитимности, связанным с тем, что новая идентичность нуждается в осознании и признании ее нравственной и социокультурной состоятельности: например, резкий переход статуса специалиста (инженера, ученого, учителя) к положению мелкого 209 предпринимателя («челнока») порождает не столько ощущение свободы и независимости, сколько чувство потери профессии и своего места в обществе, и нужно время и соответствующая культурная и идейная среда, чтобы созрела новая идентичность. Кризис идентичности усугубляется безработицей, неминуемо сопутствующей перестройке хозяйственных институтов. Собственно исследователи давно отметили, что главная проблема, порождаемая безработицей, состоит не в снижении жизненного уровня, а именно в утрате профессиональной идентичности, выпадении из социокультурных структур. Собственно возражения против индустриальной модернизации, которые исходят от некоторых крупных теоретиков самобытного развития объясняются не их принципиальной враждебностью техническому прогрессу, а опасениями по поводу провоцируемого трудосберегающими технологиями роста безработицы и кризиса идентичности. М.К. Ганди подчеркивал, что он не против «машин как таковых», а против машин, лишающих людей работы. Хозяйственная культура, выполняющая функцию регуляции отношений внутри сферы хозяйственной и предпринимательской деятельности, в процессе модернизации может способствовать сохранению и поддержанию идентичности общества посредством приведения форм хозяйственной деятельности в соответствие социокультурному контексту, усвоения или отторжения форм и стилей хозяйственной и предпринимательской деятельности, адаптации заимствованных форм, а также и гармонизации изменений методов, приемов, стилей деятельности с изменением социокультурной среды. Кризис идентичности в модернизирующемся обществе как правило сопровождается нарастанием анархических тенденций. Утратившие понимание своей сути и принадлежности к более общим социокультурным, а также и политическим структурам люди не способны к осознанию своих интересов и целерациональной деятельности, что в принципе подрывает становление экономики рыночного типа. Утративший идентичность индивид стремится не к свободе как осознанной деятельности по реализации своих интересов в рамках закона, а к воле как бесконтрольности Действенным средством преодоления анархии является создание новой идентичности через формирование социокультурных и политических институтов, с помощью которых 1 1 Ерасов Б.С. Социальная культурология. Изд. 2. М., 1996, с. 208—209. |