Проверяемый текст
Зарубина Наталья Николаевна. Хозяйственная культура как фактор модернизации (Диссертация 2000)
[стр. 328]

коммуникативных кодов меняются отношения и в сфере управления.
На место традиционных форм руководства и подчинения приходят современные менеджерские технологии.
Однако они не могут эффективно работать, если не будут приведены в соответствие с социокультурным контекстом.
Ярким примером является развитие японского менеджмента и его соотношение с американским.
Мы уже затрагивали выше эту проблему в связи со становлением синтетических форм культуры, сейчас рассмотрим ее стилистические аспекты.
В западной, а в особенности в американской, культуре весьма сильно развиты достижительные ценности.
Поэтому в американских методах управления персоналом заметное место занимает поощрение продвинувшегося по службе работника с помощью внешних знаков отличия — особых знаков на одежде, права на отдельный кабинет, на пользование особой столовой и автостоянкой и т.д.
В восточных культурах доминируют аскриптивные ценности.
Японцы привержены равенству и стабильности, здесь неприемлемы крайние формы проявления расслоения общества и считается бестактностью проявление превосходства в какой-либо форме.
Соответственно отношения на производстве, сама организация производственных помещений, столовых, автостоянок, форма спецодежды — все служит наглядному выражению единства коллектива: здесь не приняты отдельные кабинеты у начальства, вместо них —
деление общего производственного пространства легкими перегородками, общие столовые и автостоянки, одинаковая форма одежды.
Показательно, что попытки введения подобных принципов организации производственных помещений, отмена статусных знаков на
спецодежде и т.п.
в США и Западной Европе встретили протесты работников, поскольку видимый знак статуса и привилегии воспринимаются здесь как символы успеха, к ним стремятся и видят в них признаки состоятельности личности.
В японских же коллективах внутреннее сознание иерархии так сильно, что не нуждается в подкреплении с помощью внешних атрибутов.
Сохранение идентичности общества в его хозяйственной жизни благодаря
регулятивному фактору экономической культуры прослеживается и в сфере деловых взаимоотношений, формирования стиля и формы предприятия.
Как мы
328
[стр. 210]

2 1 0 можно было бы включить людей в новой экономический и социальный порядок и в новую систему идей и ценностей.
1 Подрывом идентичности в процессе модернизации чревато также резкое изменение структур повседневности, в том числе и хозяйственной, разрушение сложившихся форм деятельности, стилей поведения и общения, а также внешнего оформления социально-экономической реальности: вспоминая о шоковой вестернизации в период «белой революции» в Иране в 70—х гг.
XX в.
очевидец писал, что «даже цвет и запах» стали чужими Регулирующая функция хозяйственной культуры способствует восстановлению идентичности на уровне стиля.
С усвоением в процессе модернизации новых видов хозяйственной деятельности, новых ролей, стереотипов поведения и коммуникативных кодов меняются отношения и в сфере управления.
На место традиционных форм руководства и подчинения приходят современные менеджерские технологии.
Однако они не могут эффективно работать, если не будут приведены в соответствие с социокультурным контекстом.
Ярким примером является развитие японского менеджмента и его соотношение с американским.
Мы уже затрагивали выше эту проблему в связи со становлением синтетических форм культуры, сейчас рассмотрим ее стилистические аспекты.
В западной, а в особенности в американской, культуре весьма сильно развиты достижительные ценности.
Поэтому в американских методах управления персоналом заметное место занимает поощрение продвинувшегося по службе работника с помощью внешних знаков отличия — особых знаков на одежде, права на отдельный кабинет, на пользование особой столовой и автостоянкой и т.д.
В восточных культурах доминируют аскриптивные ценности.
Японцы привержены равенству и стабильности, здесь неприемлемы крайние формы проявления расслоения общества и считается бестактностью проявление превосходства в какой-либо форме.
Соответственно отношения на производстве, сама организация производственных помещений, столовых, автостоянок, форма спецодежды — все служит наглядному выражению единства коллектива: здесь не приняты отдельные кабинеты у начальства, вместо них —
членение общего производственного пространства легкими перегородками, общие столовые и автостоянки, одинаковая форма одежды.
Показательно, что попытки введения подобных принципов организации производственных помещений, отмена статусных знаков на
1 1 См.: Федотова В.Г.
Анархия и порядок в контексте российского посткоммунисгичсского развития // Вопросы философии, 1998, № 5.


[стр.,211]

211 спецодежде и т.п.
в США и Западной Европе встретили протесты работников, поскольку видимый знак статуса и привилегии воспринимаются здесь как символы успеха, к ним стремятся и видят в них признаки состоятельности личности.
В японских же коллективах внутреннее сознание иерархии так сильно, что не нуждается в подкреплении с помощью внешних атрибутов.
Сохранение идентичности общества в его хозяйственной жизни благодаря
регулятивной функции хозяйственной культуры прослеживается и в сфере деловых взаимоотношений, формирования стиля и формы предприятия.
Как мы
уже писали в § 4 главы 1, при общности современных принципов делопроизводства и организации, при распространенном во всем мире рационализме, динамизме, ориентации на конкурентоспособность деловая культура Запада, в особенности в США, весьма отличается от деловой культуры Востока, поскольку здесь необходимые для эффективного бизнеса приемы адаптируются к самобытной социокультурной среде.
Традиционный японский группизм требует коллективного принятия решений и общей ответственности за них, хотя с точки зрения западного индивидуалистического делового стиля это представляется нерациональным.
Кажущаяся европейцам и, в особенности, американцам громоздкой и недостаточно оперативной традиционная японская система принятия решений — ринги, предполагающая обсуждение предложения на всех уровнях и его одобрение всеми без исключения участниками производства снизу до верху, обеспечивает надежность и снижает степень риска предприятия.
Система распределения ответственности на японских предприятиях такова, что в кризисных ситуациях материальные тяготы ложатся прежде всего на руководство (которому в первую очередь сокращают заработную плату и в последнюю — прибавляют), в то время как в американских компаниях в подобных ситуациях сокращают заработную плату рабочим, а по выходе из кризиса первым делом выплачивают большую премию руководству.
Регулятивная функция хозяйственной культуры способствует поддержанию идентичности общества и в стиле и внешних формах коммерческой рекламы.
В конце XX в.
реклама представляет собой столь широко и повсеместно распространенное проявление коммерческой активности, что иногда кажется непременным и постоянным ее атрибутом.
Однако это совсем не так.
В традиционных культурах, где производство и обмен встроены в систему межличностных отношений, служат для ее поддержания и соответственно этому регламентируются, реклама была мало распространена и даже порицалась.
Это

[Back]