Проверяемый текст
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / М. 1968
[стр. 141]

волнений, беспорядков и других выступлений народных масс.
В шести из десяти первоначально созданных военных округов командующие войсками совмещали эту должность с должностью генерал-губернатора.
Впоследствии, когда военно-окружная система была распространена на окраины государства, соединение должности командующего войсками и генералгубернатора было установлено и там.
С введением военно-судебного устава 1867 года в каждом военном округе был создан военно-окружной суд.1 Для
учёта запасных в округе в 1864 году была создана должность губернского воинского начальника.
Однако введение всесословной воинской повинности и значительное сокращение сроков действительной службы
вызывали необходимость замены губернских воинских начальников уездными воинскими начальниками.2 Серьёзные преобразования претерпела организация сельского управления.
По упразднении крепостного права бывшие исполнители приказаний становых приставов сотские и десятские были заменены учреждением в каждом сельском обществе и каждой волости мировых сходов и их выборных старшин, писарей и прочих.
Помещичьи имения потеряли своё отдельное исключительное значение с домашним судом, полицией, администрацией.
Это существенное преобразование местного управления устроило всё сельское население на общих и единообразных началах; крестьянский мир стал необходимым звеном провинциальной администрации.3 Были созданы крестьянские сословные учреждения по образцу учреждений, существовавших среди государственных и удельных крестьян: сельские и волостные сходы, сельские и волостные должностные лица, возглавляемые сельскими старостами и волостными старшинами, 1Ерошкин Н.П.
История государственных учреждений дореволюционной России.
М., 1968.
С.
251.
2Полное собрание законов Российской Империи.
II.
T.
XLIX, № 52983.
’ Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба.
Пензенская губерния, ч.
2,1867.
С.
283.
[стр. 157]

становых приставов и все земские начальники были дворянами, то получалась почти полная картина дворянского засилья в управлении уездом.
К концу XIX в.
управы благочиния были повсеместно упразднены.
Их заменили в городах канцелярии обер-полицеймейстеров, полицеймейстеров, градоначальников.
В составе этих учреждений наряду с распорядительными, исполнительными, инспекторскими и прочими отделениями появились сыскные отделения — зачатки уголовного розыска в растущих городах капиталистической России.
С 80-х годов появляются секретно-розыскные отделения, получившие позднее наименование охранных отделений (охранок).
В городах появляются управления городским полицейским телеграфом, медицинские полицейские управления, адресные 'столы и бюро, управления речной и фабричной полиции и т.
д.
Города подразделялись на части, а части — на участки и околотки во главе с частными приставами, участковыми и околоточными надзирателями.
Управления полицейскими частями («частные дома») сохранили старый, дореформенный облик.
Крестьянство России после реформы 1861 г.
оставалось забитым, темным и неполноправным, «тягловым» сословием.
«Вся вообще «эпоха реформ» 60-х годов оставила крестьянина нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве»,— писал В.
И.
Ленин159 .
Для крестьян, вышедших из крепостной зависимости, были созданы крестьянские сословные учреждения по образцу учреждений, существовавших среди государственных и удельных крестьян: сельские и волостные сходы, сельские и волостные должностные лица, возглавляемые сельскими старостами и волостными старшинами, волостные правления, волостные суды.
Эти органы являлись дополнительным, бесплатным административно-полицейским звеном, облегчавшим правительству сборы налогов, выкупных платежей, осуществление государственных и земских повинностей, комплектование армии, разрешение поземельных споров как между самими крестьянами, так и между помещиками, и закреплявшим сословную неполноправность и замкнутость пореформенного крестьянства.
Каждое сельское общество (включавшее одно или несколько селений) имело сельский сход, выбиравший сельских должностных лиц (сельского старосту, сборщика податей, сотских, десятских) и разрешавший некоторые поземельные дела (например, переделы общинных земель), раскладку налогов, мелкие полицейские дела.
Гораздо большее значение имело волостное сословное кре[233] стьянское звено — волостной сход.
Волость представляла собой крестьянскую сословную единицу, охватывающую несколько селений.
В состав волостного схода входили сельские и волостные должностные лица во главе со старшиной, а также «десятидворники» — выборные от каждых десяти дворов.
Волостной сход выбирал волостных должностных лиц, представителей на предварительный съезд для выбора главных в уездное земское собрание от сельских обществ, разрешал хозяйственные нужды волости, утверждал приговоры сельских сходов и т.
д.
Избираемый волостным сходом на три года волостной старшина выполнял полицейские функции: следил за «сохранением общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости».
В этом деле ему подчинялись сельские старосты и другие должностные лица волости, а также волостное правление.
Это учреждение состояло из старшины, всех старост, сборщиков податей, одного-двух заседателей и писаря.
Обязательным в волостном управлении было присутствие только старшины и писаря.
Писарь назначался мировым посредником, а впоследствии — земским начальником и играл в волостном правлении немаловажную роль.
Волостное правление вело довольно значительное делопроизводство.
Волостной суд представлял собой коллегию из 4—12 судей, выбираемых ежегодно волостным сходом.
Этот сословный крестьянский суд рассматривал споры и тяжбы между крестьянами (если сумма иска не превышала 100 руб., в 1889 г.
сумма была повышена до 300 руб.), а также мелкие уголовные проступки.
Опасаясь самостоятельности этих крестьянских учреждений, правительство опутало их сложной трехстепенной системой органов правительственно-дворянского надзора и опеки, превратив их в исполнительные инстанции этих органов.
159 В.
И.
Ленин.
ПСС, т.
20, стр.
173.


[стр.,169]

каждый охватывал по нескольку губерний.
В каждом военном округе было сформировано военноокружное управление, возглавляемое командующим войсками военного округа.
Командующий войсками должен был «оказывать содействие» и гражданским властям в случае волнений, беспорядков и других выступлений народных масс.
В шести из десяти первоначально созданных военных округов командующие войсками совмещали эту должность с должностью генерал-губернатора.
Впоследствии, когда военноокружная система была распространена на окраины государства, соединение должности командующего войсками и генерал-губернатора было установлено и там.
С введением военносудебного устава 1867 г.
в каждом военном округе был создан военно-окружной суд.
Для
учета запасных в округе в 1864 г.
была создана должность губернского воинского начальника.
Однако введение всесословной воинской повинности и значительное сокращение сроков действительной службы
вызвали необходимость замены губернских воинских начальников уездными воинскими начальниками.
Через несколько дней после убийства народником Кравчинским шефа жандармов генерала Мезенцова правительство приняло закон 9 августа 1878 г.
«О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени».
Этот закон перечислял категории политических преступлений, которые оказывались подсудными военно-окружным судам: вооруженное сопротивление властям, «нападение» на чинов войск полиции и других должностных лиц «при исполнении ими обязанностей службы».
Все формулировки закона были настолько туманными, что давали чиновникам широкие возможности для его произвольного применения.
За изданием этого закона потянулась длинная полоса политических процессов в военноокружных судах.
Развитие военной техники и изменений в тактике потребовали от среднего командного состава царской армии не только военной, но и общеобразовательной подготовки.
В 1863 г.
часть кадетских корпусов упраздняется, а другая часть — преобразуется в военные гимназии — учебные заведения, которые должны были «доставить детям потомственных дворян, предназначенным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание».
За шесть (а затем семь) лет обучения военные гимназии давали нередко больше знаний, чем гимназии Министерства народного просвещения.
Старшие (специальные) классы некоторых кадетских корпусов [251] были преобразованы в военные училища (Павловское и Константиновское — в Петербурге, Александровское — в Москве и т.
д.).
Основными учебными заведениями, готовящими офицерские кадры из унтер-офицеров, юнкеров и вольноопределяющихся в армии, с 1864 г.
стали двухгодичные юнкерские училища, в которые принимались лица с незаконченным средним образованием.
Опасения за проникновение в командный состав армии революционных настроений толкали царизм на сокращение общеобразовательной подготовки будущих офицеров.
В 1882 г.
военные гимназии были упразднены, а кадетские корпуса восстановлены.
К началу XX в.
многие юнкерские училища были преобразованы в военные училища.
§ 5.
УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОКРАИНАМИ Вступление России на путь капиталистического развития оказывало сильнейшее влияние на развитие национальных окраин.
На окраинах стали появляться капиталистические фабрики и заводы, росли города, к некоторым из них из центральных губерний России проводились железные дороги.
Национальные окраины втягивались в единый всероссийский рынок.
Кроме того, они начинали испытывать могучее влияние великой русской культуры.
Русские революционные течения второй половины XIX в.
сказывались на настроении передовой национальной интеллигенции.
Все эти новые процессы в развитии национальных окраин приводят к серьезным изменениям в управлении ими.
На многих национальных окраинах (Сибирь, Кавказ, Прибалтика, Польша) вводятся некоторые общегосударственные учреждения, но методы старого колониального управления продолжают сохраняться.
Это находит выражение в широком

[Back]