Проверяемый текст
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / М. 1968
[стр. 164]

губернские акцизные управления и финансовые присутствия.
Была учреждена должность податных инспекторов, на которых вначале был возложен надзор за доходностью подлежащих
налогообложению торгов и имуществ, а впоследствии общий надзор за уплатой налогов.
Создано губернское по податным делам присутствие, заведовавшее дополнительным сбором с торгов и промышленных предприятий.
Вместо
старых палат государственных имуществ
появились губернские управления государственных имуществ во главе с управляющим.
В губернии открыли свои отделения казённые банки.
В 1885 году образованы губернские и уездные по питейным делам присутствия, дававшие разрешения на открытие питейных заведений, а с введением винной монополии, наблюдавшие за её введением.
Во второй половине XIX века были созданы губернские комитеты торговли и мануфактур, а также купеческие управы и биржевые комитеты, создана фабричная инспекция.
Реформы государственного контроля привели к созданию с
1885 года самостоятельных местных органов контрольных палат.
Основным административным звеном, управлявшим учебными заведениями Пензенской губернии оставался попечитель учебного округа.
Были созданы губернские и уездные училищные советы, состоявшие из чиновников, представителей духовенства и земских органов.
Учреждена должность инспектора народных училищ.
Важную роль в формировании системы народного образования стали играть земские учреждения.
В Пензенской губернии развитие народного образования стало одним из важнейших направлений деятельности земских учреждений.
Существенные преобразования претерпело местное управление крестьян.
Были созданы крестьянские сословные учреждения по образцу учреждений, существовавших среди государственных и удельных крестьян: сельские и волостные сходы, сельские и волостные должностные лица,
[стр. 157]

становых приставов и все земские начальники были дворянами, то получалась почти полная картина дворянского засилья в управлении уездом.
К концу XIX в.
управы благочиния были повсеместно упразднены.
Их заменили в городах канцелярии обер-полицеймейстеров, полицеймейстеров, градоначальников.
В составе этих учреждений наряду с распорядительными, исполнительными, инспекторскими и прочими отделениями появились сыскные отделения — зачатки уголовного розыска в растущих городах капиталистической России.
С 80-х годов появляются секретно-розыскные отделения, получившие позднее наименование охранных отделений (охранок).
В городах появляются управления городским полицейским телеграфом, медицинские полицейские управления, адресные 'столы и бюро, управления речной и фабричной полиции и т.
д.
Города подразделялись на части, а части — на участки и околотки во главе с частными приставами, участковыми и околоточными надзирателями.
Управления полицейскими частями («частные дома») сохранили старый, дореформенный облик.
Крестьянство России после реформы 1861 г.
оставалось забитым, темным и неполноправным, «тягловым» сословием.
«Вся вообще «эпоха реформ» 60-х годов оставила крестьянина нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве»,— писал В.
И.
Ленин159 .
Для крестьян, вышедших из крепостной зависимости, были созданы крестьянские сословные учреждения по образцу учреждений, существовавших среди государственных и удельных крестьян: сельские и волостные сходы, сельские и волостные должностные лица, возглавляемые сельскими старостами и волостными старшинами, волостные правления, волостные суды.
Эти органы являлись дополнительным, бесплатным административно-полицейским звеном, облегчавшим правительству сборы налогов, выкупных платежей, осуществление государственных и земских повинностей, комплектование армии, разрешение поземельных споров как между самими крестьянами, так и между помещиками, и закреплявшим сословную неполноправность и замкнутость пореформенного крестьянства.
Каждое сельское общество (включавшее одно или несколько селений) имело сельский сход, выбиравший сельских должностных лиц (сельского старосту, сборщика податей, сотских, десятских) и разрешавший некоторые поземельные дела (например, переделы общинных земель), раскладку налогов, мелкие полицейские дела.
Гораздо большее значение имело волостное сословное кре[233] стьянское звено — волостной сход.
Волость представляла собой крестьянскую сословную единицу, охватывающую несколько селений.
В состав волостного схода входили сельские и волостные должностные лица во главе со старшиной, а также «десятидворники» — выборные от каждых десяти дворов.
Волостной сход выбирал волостных должностных лиц, представителей на предварительный съезд для выбора главных в уездное земское собрание от сельских обществ, разрешал хозяйственные нужды волости, утверждал приговоры сельских сходов и т.
д.
Избираемый волостным сходом на три года волостной старшина выполнял полицейские функции: следил за «сохранением общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости».
В этом деле ему подчинялись сельские старосты и другие должностные лица волости, а также волостное правление.
Это учреждение состояло из старшины, всех старост, сборщиков податей, одного-двух заседателей и писаря.
Обязательным в волостном управлении было присутствие только старшины и писаря.
Писарь назначался мировым посредником, а впоследствии — земским начальником и играл в волостном правлении немаловажную роль.
Волостное правление вело довольно значительное делопроизводство.
Волостной суд представлял собой коллегию из 4—12 судей, выбираемых ежегодно волостным сходом.
Этот сословный крестьянский суд рассматривал споры и тяжбы между крестьянами (если сумма иска не превышала 100 руб., в 1889 г.
сумма была повышена до 300 руб.), а также мелкие уголовные проступки.
Опасаясь самостоятельности этих крестьянских учреждений, правительство опутало их сложной трехстепенной системой органов правительственно-дворянского надзора и опеки, превратив их в исполнительные инстанции этих органов.
159 В.
И.
Ленин.
ПСС, т.
20, стр.
173.


[стр.,166]

Правительство медленно и неохотно вводило судебные уставы на территории России, допуская всевозможные ограничения их на окраинах (назначение Министерством юстиции мировых судей и их подчинение окружным судам, окружной суд без присяжных заседателей и т.
п.).
Местные учреждения Министерства финансов.
Финансовые реформы начала 60-х годов вызвали изменения в организации местных органов Министерства финансов, их структуре и функциях.
Кроме казенных палат и казначейств, на местах возник ряд новых учреждений: губернские акцизные управления, финансовые присутствия (податное, по питейным делам, по квартирному налогу).
Сфера деятельности казенных палат по приходу денежных сумм была ограничена поступлениями главным образом прямых (окладных) налогов.
Основное заведование косвенными налогами перешло в губернские и окружные акцизные управления.
В связи с реформами государственного контроля из ведения казенных палат были изъяты контрольные функции и переданы созданным на местах контрольным палатам (1865 г.).
[246] Заменивший председателя управляющий казенной палатой разрешал почти все дела единолично.
С 1885 г.
при казенных палатах стали открываться сберегательные кассы.
Установление единства касс в России в 1863 г.
повысило значение местных казначейств.
Между губернскими и уездными казначействами произошло своеобразное разделение дел: губернские казначейства превратились в расходные кассы, а уездные — в приходные.
Законом 30 апреля 1885 г.
была учреждена должность податных инспекторов, на которых вначале был возложен надзор за доходностью подлежащих
обложению торгов и имуществ, а впоследствии надзор за исправностью платы налогов вообще.
Податные инспектора председательствовали в созданных почти одновременно уездных податных присутствиях, исполнявших различные поручения казенной палаты по наблюдению за сбором пошлин с торговли и промыслов.
В губернии создавалось под председательством управляющего казенной палатой губернское по податным делам присутствие, заведовавшее дополнительным сбором с торгов и промышленных предприятий.
В
том же 1885 г.
были созданы губернские и уездные по питейным делам присутствия, дававшие разрешения на открытие питейных заведений, а с введением винных монополий, наблюдавшие за ее введением.
Казенные банки (Государственный, Крестьянский и Дворянский) имели на местах свои отделения174 .
Буржуазия имела некоторое влияние на созданные в 1872 г.
губернские комитеты торговли и мануфактур, а также купеческие управы и биржевые комитеты,
однако это влияние ослаблялось узкими правами и ведомственной распыленностью этих учреждений (купеческие управы находились в ведении Министерства внутренних дел).
Для надзора за выполнением первого фабричного закона в 1882 г.
была создана фабричная инспекция.
Губернии, имевшие фабрично-заводскую промышленность, объединялись в фабричные округа, а в каждый округ назначался инспектор.
Фабричные инспектора России подчинялись главному фабричному инспектору при Департаменте торговли и мануфактур.
В виду того что проведение в жизнь первого фабричного закона задерживалось, инспектора получили распоряжение изучать «быт» рабочих.
Сведения, обобщенные фабричными инспекторами в первых ежегодных печатных отчетах, вскрыли настолько тяжелую картину положения рабочих, что правительство запретило публиковать подобные отчеты.
В дальнейшем институт фабричных инспекторов возрастал.
К 1886 г.
в каждом округе уже имелось по нескольку фабричных инспекторов, подчиненных окружному инспектору.
В том же году были созданы губернские по фабричным делам присутствия, разрабатывающие дополнительные правила, «регулирующие» отношение [247] фабрикантов и рабочих и принимающие жалобы фабрикантов.
В состав присутствия входили чиновники губернии (вице-губернатор, прокурор окружного суда, начальник губернского жандармского управления, окружной инспектор и его помощник), а также двое фабрикантов.
Рассматривая этот состав, В.
И.
Ленин писал: «Если бы прибавить сюда начальника тюрьмы и 174 Государственный банк, кроме отделений, имел конторы и агентства.


[стр.,167]

командующего казаками, то налицо были бы все чиновники, осуществляющие «заботливость русского императорского правительства о рабочих классах»175 .
Надзор за выполнением фабричного законодательства со стороны инспекторов вылился фактически в их стремление добиться успокоения рабочих на охваченных стачками фабриках и заводах в интересах предпринимателей.
Одновременно фабричные инспектора наблюдали за состоянием рабочего движения, за развитием социал-демократической пропаганды и агитации среди рабочих, за зарождением марксистских рабочих кружков на фабриках и заводах, информируя об этом охранные отделения.
По закону 30 мая 1903 г.
местные фабричные инспектора подчинялись губернаторам, роль же окружных инспекторов ограничилась обязанностями ревизии.
От губернатора зависело назначение на должность старшего фабричного инспектора и участковых фабричных инспекторов, распределение их по участкам и предприятиям и т.
д.
Реформы государственного контроля привели к созданию с
1865 г.
самостоятельных местных органов — контрольных палат,
осуществлявших ревизию казначейств, касс, всех местных оборотов.
Каждой контрольной палате было подведомственно от одной до нескольких губерний.
Распространение на государственных крестьян основных принципов положения 19 февраля 1861 г.
вызвало передачу их в 1866 г.
и ведомство Министерства внутренних дел.
В связи с этим местный аппарат Министерства государственных имуществ был значительно сокращен.
Вместо старых палат государственных имуществ
и окружных правлений в губерниях, где существовали государственные имущества, создавались губернские управления государственных имуществ во главе с управляющими.
Эти управления заведовали государственными имуществами: лесами, землями, недрами и т.
д., в ведении их находились лесничества и казенные имения.
С распространением положения 19 февраля 1861 г.
на удельных крестьян было вызвано сокращение компетенции департамента уделов и его местных органов, за которыми сохранилось заведование удельными землями, лесами, водами, недрами и т.
д.
В 1863 г.
почти повсеместно упраздняются отделения удельных контор, которые постепенно преобразовывались в окружные управления удельными имениями.
Местные органы Министерства народного просвещения.
Реформы 60-х годов в области просвещения несколько сузили влияние попечи[248] телей учебных округов по управлению учебными заведениями (особенно университетами).
Однако они остались главными администраторами, ведавшими учебными заведениями подведомственных им округов.
С 70-х годов влияние их на учебные дела вновь возрастает.
Рост количества средних и низших учебных заведений и наблюдение за направлением преподавания в них заставили правительство законом от 14 июля 1864 г.
создать губернские, уездные и кое-где городские училищные советы.
Эти советы состояли из чиновников, представителей духовенства и земских органов.
На них возлагалось управление начальными учебными заведениями, согласование деятельности различных ведомств по народному образованию.
Чтобы усилить контроль за народными училищами и за деятельностью земств в области народного просвещения, 26 мая 1869 г.
правительство учредило должность инспектора народных училищ.
На инспекторов возлагался надзор за постановкой учебной и воспитательной работы в начальных училищах, направлением преподавания в них и политической благонадежностью преподавательского состава; им же поручался подбор учителей.
Во всех этих вопросах инспектора отчитывались перед губернскими училищными советами.
Установление инспектуры по народному образованию было реакционным мероприятием, что отмечалось В.
И.
Лениным, который писал: «В 1869 г.
учреждаются инспектора народных училищ в видах оттеснения земства от действительного заведования народным образованием»176 .
Вскоре правительство предприняло меры к активизации деятельности училищных советов.
Законом 25 мая 1874 г.
на училищные советы было возложено «попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном направлении оного»; руководство в них было передано предводителям дворянства.
Этим же законом для 175 В.
И.
Ленин.
ПСС, т.
2, стр.
40.
176 В.
И.
Ленин.
ПСС, т.
5, стр.
38.

[Back]