32 гот освоение основ фамилистики студентами будущими учителями, хотя настоятельная потребность в этом очевидна. Таким образом, формирование фамилистической культуры как важной составляющей профессионально-педагогических подготовки обеспечивает подготовку будущего учителя на приоритет ценностей семьи, детей, семейного образа жизни, а фамилистика как наука наиболее полно, комплексно отражает сферу знаний о семье, изучение которой необходимо педагогу для работы по подготовке обучаемых к семейной жизни, взаимодействию с их семьями, а также для ведения собственной семейной жизни [193]. Представители культурофилософского направления в своих исследованиях исходят из того, что человек и семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Так, А.А. Магомедов подчеркивает двустороннюю связь данных институтов: культура и культурные институты регулируют дух семьи, ее традиции, духовно-культурные потребности. Культура способствует развитию семьи, ее трансформации, а семья благоприятствует развитию культуры (может и мешать, тормози ть). В рамках данного подхода исследователи подчеркивают, что семья выполняет не только задачу воспроизводства населения, но и позволяет индивиду адаптироваться в социокультурном пространстве [137]. По определению отечественного исследователя А.А. Радугина семья рассматривается как «первичный социокультурный ансамбль», «орган культуры, работающий на глубинные программы конкретного исторического этноса» [168]. В русле культурофилософского направления развиваются исследования семьи с точки зрения этнографии. Американский этнограф Дж. Мердок в соответствии с методикой кросскультурных понятий утверждает, что культурные навыки объединяют группы людей и познаются в виде идеальных норм, правил, нравов. В культурах разных народов гораздо больше аналогий, нежели различий [111]. |
статутов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями) [7, с.З]. Системный подход в рамках интегральной науки о семье (фамилистики) задает диапазон содержательной информации и ее интерпретации. Направлениями фамилистики являются (рис. 1): • семья и право (связь с юриспруденцией); • семья и здоровье (связь с медициной, физиологией); • семья и питание (связь с кулинарией); • семья и воспитание детей (связь с педагогикой, психологией, сексологией); • семья и экономика (связь с экономикой); • семья и мораль (связь с этикой); • семья и культура (связь с этнографией, историей); • семья и духовность (связь с религией, философией); • семья и статистика и информационное просвещение (связь с социологией, со статистикой, с демографией). Отметим, что в настоящее время основные направления фамилистики изучаются на факультетах социальных наук и являются неотъемлемым атрибутом подготовки социологов, психологов, экономистов и социальных работников. Программы же педагогических вузов не предусматривают освоение основ фамилистики студентами будущими учителями, хотя настоятельная потребность в этом очевидна. Таким образом, фамилистическая составляющая профессиональнопедагогической компетентности обеспечивает направленность подготовки учителя на приоритет ценностей семьи, детей, семейного образа жизни, а также наиболее полно, комплексно отражает сферу знаний о семье, изучение которой необходимо педагогу для работы по подготовке учащихся к семейной жизни, взаимодействию с их семьями, а также для собственной семейной жизни. |