57 хозяйственно-экономических знаний (распределение обязанностей между членами семьи, бюджет семьи и его структура, доходы и расходы семьи, основы рационального ведения домашнего хозяйства, в том числе знания основ рационального питания и т.п.); этических знаний (нравственные понятия, относящиеся к брачносемейным отношениям, знание норм поведения в обществе и семье и др.). Таким образом, для формирования фамилистической культуры в содержании образования должны интегрироваться знания многих наук: социальной и семейной педагогики, психологии личностных и семейных отношений, этнопедагогики, физиологии, сексологии, экономики, юриспруденции и др., составляющих комплексную науку фамилистику, а также методико-педагогические знания, способствующие внедрению системы фамилистических знаний в учебно-воспитательный процесс. Н равст венно-эт ический компонент ф ам илист ической культуры выделен нами в связи с тем, что процесс общения субъектов взаимодействия (даже при диалогическом общении) может носить противоречивый, конфликтный характер. Человеческой культурой разрабатываются механизмы защиты в виде нравственных норм, принципов, правил, позволяющих решать конфликты, достойными человека способами. Их важно знать и использовать не только любому человеку в общественной и семейной жизни, но и особенно учителю в процессе педагогической работы (в частности, при подготовке учащихся к семейной жизни). Кроме того, в настоящее время под влиянием различных факторов (особенно средств массовой коммуникации) у молодежи формируются неправильные морально-нравственные понятия, все чаще проявляющиеся в их девиантном поведении как в обществе, так и в семье. Мы убеждены, что в основе формирования нравственной культуры личности лежит воеггатание гуманности и культуры поведения, так как «воспитание гуманности как совокупности нравственно-психологических |
• психолого-педагогические знания (знания, необходимые в будущем для обеспечения рождения здоровых детей, их нормального развития и воспитания, психология взаимоотношения полов и др.); • знания физиологических особенностей (возрастные особенности, анатомофизиологические особенности женщин и мужчин, половые отношения в семье и др.); • хозяйственно-экономические знания (распределение обязанностей между членами семьи, бюджет семьи и его структура, доходы и расходы семьи, основы рационального ведения домашнего хозяйства, в том числе знания основ рационального питания и т.п.); • этические знания (нравственные понятия, относящиеся к брачносемейным отношениям, знание норм поведения в обществе и семье и др.). -методико-тдагогические знания (выбор методов, средств и форм для проведения занятий по подготовке учащихся к семейной жизни, знание своих и необходимых педагогу способностей, возможностей и способов их развития и прогнозирования и др.). Таким образом, для формирования фамилистической компетентности в содержании образования подготовки учителя должны интегрироваться знания многих наук: социальной и семейной педагогики, психологии личности и семейных отношений, этнопедагогики, физиологии, сексологии, экономики, юриспруденции и др., составляющих комплексную науку фамилистику, а также методико-педагогические знания, способствующие внедрению системы фамилистических знаний в учебно-воспитательный процесс подготовки учащихся к семейной жизни. Нравственно-поведенческий компонент фамилистической компетентности будущего учит еля выделен нами в связи с тем, что процесс общения субъектов взаимодействия (даже при диалогическом общении) может носить конфликтный, противоречивый характер. Человеческой культурой выработаны механизмы защиты в виде нравственных норм, принципов, правил, позволяющих решать конфликты достойными человека способами. Дан ные способы важно знать и использовать не только любому человеку в общественной и семейной жизни, но и особенно учителю в процессе педагогической работы (в частности, при подготовке учащихся к семейной жизни). Кроме того, в настоящее время, под влиянием различных факторов (особенно средств массовой коммуникации), у молодежи формируются неправильные морально-нравственные понятия, все чаще проявляющиеся в их девиантном поведении, как в обществе, так и в семье. Мы убеждены, что в основе формирования нравственной культуры личности лежит воспитание гуманности и культуры поведения, так как «воспитание гуманности как совокупности нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению» [163, с.254]. Пример гуманного, толерантного отношения (толерантное терпимое, заинтересованное, уважительное отношение к собеседнику и т.д.) учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Следовательно, учителю-фамилисту необходимо выбрать гуманно ориентированную модель поведения (моделирование поведения — осмысленность своих действий в процессе общения), основанную на: • нравственной безупречности учителя; • учёте конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств; • признании права ученика на собственную позицию, на возможность высказать свое мнение без последующих дисциплинарных взысканий; дагогики, физиологии, сексологии, экономики, юриспруденции и др.), и генерирующей на их основе фамилистические идеи и концепции, новые термины, а также методико-педагогические знания, способствующие внедрению системы фамилистических знаний в учебно-воспитательный процесс подготовки учащихся к семейной жизни; 2) кооперация (установление единой логики, последовательности изучения смежных дисциплин, их взаимосвязи; координация деятельности преподавателей, направленная на формирование фамилистической компетентности учителя). Поэтому при изучении инвариантного ядра дисциплин, прямо или косвенно касающихся основных направлений фамилистики, нами делается акцент на установлении междисциплинарных связей, а освоение вариативного —обеспечивается за счет интегрированного курса «Основы фамилистической компетентности учителя». Кроме того, при интеграции необходимо особое сочетание научной формы знания с житейской, являющейся результатом предшествующего жизненного опыта студентов, что привело нас к выделению следующего принципа. 6. Принцип опоры на жизненный опыт на основе его «взращивания» и преобразования основан на необходимости интеграции всех типов фамилистических знаний и особого сочетания научной формы данного знания с житейской, являющейся результатом предшествующего жизненного опыта студентов. По мнению И.С. Якиманской, в процессе обучения происходит не приобретение, а лишь выявление, обогащение и преобразование субъектного опыта, носителем которого обучающийся является изначально. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса [247, с.24-25]. Преобладающий в педагогическом образовании формально-логический способ организации учебного содержания ведет к усвоению студентами безличного, формального знания. Кроме того, научные понятия не ассимилируются студентами и быстро забываются, становятся отчужденными от лично |