76 семейной жизни, а с другой профессионалом в деле подготовки к семейной жизни. 3. П ринцип культуросообразности связан с понятием «культура профессиональной деятельности». Культура выступает своеобразной проекцией человеческой деятельности как целенаправленной активности субъектов. Именно педагогическая деятельность порождает педагогическую культуру как особую форму бытия человека. Педагог становится специалистом и действует в системе межличностных отношений и отношений культуры, носителем которой он является. Однако вряд ли педагог, являющийся представителем определенной культуры, носителем определенной системы ценностей, в состоянии транслировать их студентам. Он может лишь создать условия, культурно-образовательное пространство для того, чтобы ввести обучающегося в культуру и помочь ему самоопределиться в ней, обрести свои ценности и личностные смыслы. Следовательно, освоение профессиональной культуры происходит не столько путем усвоения системы специальных знаний и способов деятельности, профессиональных норм, образцов, эталонов, сколько через процессы творческого выбора и творческого личностного вклада, Принцип культуросообразности предусматривает, что процесс совместной творческой деятельности студентов и преподавателей направлен на становление специалиста как носителя семейной и профессиональной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире: семейной жизни и профессиональной деятельности; включает студентов в ценностно-смысловой контекст освоения ценностных ориентаций на семью, внутрисемейных ценностей и личностного осмысления приобретения знаний, умений и потребностей в фамилистическом образовании и самообразовании, самоактуализации качеств, необходимых в семейной жизни и профессиональной фамилистической деятельности, в творческой самореализации себя как семьянина, как педагога-фамилиста; раскрывает совокуп |
одной стороны, является субъектом семейной жизни, а с другой профессионалом в деле подготовки учащихся к семейной жизни. 3. П ринцип купьтуросообразности связан с понятием «культура профессиональной деятельности». Культура выступает своеобразной проекцией человеческой деятельности как целенаправленной активности субъекта [94]. Именно педагогическая деятельность порождает педагогическую культуру как особую форму бытия человека. Педагог становится специалистом и действует в системе межличностных отношений и отношений культуры, носителей которой он является. Однако вряд ли педагог, являющийся представителем определенной культуры, носителем определенной системы ценностей, в состоянии транслировать их студентам. Он может лишь создать условия, культурно-образовательное пространство для того, чтобы ввести обучающегося в культуру и помочь ему самоопределиться в ней, обрести свои ценности и личностные смыслы. Следовательно, освоение профессиональной культуры происходит не столько путем усвоения системы специальных знаний и способов деятельности, профессиональных норм, образцов, эталонов, сколько через процессы творческого выбора и творческого личностного вклада [153, с.59]. Принцип культуросообразности предусматривает, что процесс совместной творческой деятельности студентов и преподавателей направлен на становление специалиста как носителя семейной и профессиональной культуры, обеспечивающей его полноценное существование в окружающем мире: семейной жизни и в профессиональной деятельности; включает студентов в ценностно-смысловой контекст освоения ценностных ориентаций на семью, внутрисемейных ценностей и личностного осмысления приобретения знаний, умений и потребностей в фамилистическом образовании и самообразовании, самоактуализации качеств, необходимых в семейной жизни и профессиональной фамилистической деятельности, в творческой самореализации себя как семьянина, так и педагога-фамилиста; раскрывает совокупность нравственно-психологических свойств личности, отражающих осознанное и ских взаимоотношений, и, в целом, формированию фамилистической компетентности студентов. Необходимо отметить, что реализация модели формирования фамилистической компетентности учителя предполагает включение студентов в ценностно-смысловой контекст освоения ценностных ориентаций на семью, внутрисемейных ценностей и личностного осмысления приобретения знаний, умений и потребностей в фамилистическом образовании и самообразовании, в творческой самореализации себя как семьянина и педагога, поэтому в процессе формирования фамилистической компетентности студентов, важно планировать субъектнои рефлексивно-активизирующие методы, формы самоподготовки студентов, направленные на выработку активной субъектной позиции в отношении сохранения семейных ценностей, позволяющих осуществить сознательно мотивированную и активную включенность студентов в различные задания, мероприятия, проявить инициативу в организации и реализации своих творческих заданий и проектов. На занятиях и во внеаудиторной работе со студентами важно обеспечить диалоговый принцип в творческом взаимодействии преподавателей вуза и студентов, студентов в учебной группе, студентов с учащимися, их семьями, с педагогическим коллективом общеобразовательных школ во время прохождения педпрактики и т.д. В педагогической теории и практике достаточно полно и глубоко разработаны и реализуются разнообразные технологии [66, 152, 156, 164, 168, 173, 192]. Технология (от греч. techne искусство, мастерство, умение и logosслово, учение) вообще понимается как система методов, осуществляемых в какомлибо процессе. Воспитательная технология может пониматься как законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату, реализация обоснованной модели педагогической ситуации [196, с.175-176]. Признаками воспитательной технологии являются: 1) определение конкретной и узкой цели деятельности; 2) наличие средств диагностики не только результатов, но и самого хода воспитательного процесса; 3) определенность структуры и логики применения воспитательных средств; 4) выделение не только средств, но и ус |