78 и специфика социального положения студентов также накладывают определенный отпечаток на их ценностную сферу, в частности, на отношение к семье. С другой стороны, «индивидуальность» интерпретируется нами как внутренняя целостность и относительная самостоятельность, способность активно действовать и своеобразно проявлять себя в раскрытии своих внутренних духовных сил и творческого потенциала. Сердцевиной индивидуальности, самобытности личности выступает система ее ценностей и смыслов, проявляющихся в установках по отношению к миру и к самому себе. Следовательно, осуществляя данный принцип в процессе формирования фамилистической культуры будущего учителя, необходимо ориентироваться на обе его составляющие, учитывать индивидуальные и половозрастные особенности студентов, а также создавать условия для их развития. 5. П ринцип интеграции теоретических знаний всех смежных дисциплин, изучаю щ их институт семьи. Интеграция (лат. integration —восстановление, восполнение) в нашем понимании процесс взаимопроникновения на общей социально-гносеологической основе структурных элементов знаний фамилистики, сопровождающийся ростом их обобщенности и комплексности, структуризации и организованности [136). Интеграгивность относится к числу признаков системы, обеспечивающих ее целостность, и рассматривается как единство компонентов и отношений системы, которые сохраняют общность и способствуют ее сохранению и функционированию. В процессе профессиональной подготовки фамилистически культурного педагога интеграция должна реализовываться на основе целенаправленного формирования целостной системы знаний о семье, то есть основ фамилистики. Фамилистически культурный учитель обязан не только осознать взаимосвязь концепций фамилистических направлений (психологических, педагогических, философских, хозяйственно-экономических, правовых и др.), но и обрести методологическую базу для построения собственной се |
жизненных ситуациях, однако, иногда без достаточно глубокой оценки вероятностных последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдается безразличное отношение к опыту других людей. Советы, замечания, указания старших воспринимаются как необоснованное вторжение в личную жизнь. Характерно стремление к независимости, самостоятельности, увлечению новым. Своеобразие половозрастного периода и специфика социального положения студентов также накладывают определенный отпечаток на их ценностную сферу, и в частности, на отношение к семье [149, с. 228]. Сложности внутреннего мира студентов, анализ сложившегося у них опыта, условия, в которых происходило формирование их личности, требуют глубокого изучения, диагностирования и определения особенностей каждого студента, выбора соответствующих данным особенностям форм, методов обучения и учета их в процессе педагогического взаимодействия с обучающимися. С другой стороны, «индивидуальность» это внутренняя целостность и относительная самостоятельность, способность активно действовать и своеобразно проявлять себя на основе раскрытия своих внутренних духовных сил и творческого потенциала [153, с.57]. Сердцевиной индивидуальности, самобытности личности выступает система ее ценностей и смыслов, проявляющихся в установках по отношению у миру и к самому себе. Понимаемый в данном аспекте принцип индивидуализации предполагает направленность процесса формирования фамилистической компетентности будущего учителя на развитие личности студента как индивидуальности: создание условий для осознания и проявления своего «я», своих целей, ценностей, смыслов, выбор соответствующих своей индивидуальности содержания и способов учебной и профессиональной деятельности. Следовательно, осуществляя данный принцип в процессе формирования фамилистической компетентности будущего учителя, необходимо ориентироваться на обе его составляющие, учитывать индивидуальные и поло возрастные особенности студентов, а также создавать условия для их развития. 5. П ринцип интеграции знаний всех дисциплин, изучающ их инст итут семьи. Интеграция (лат. integratio-восстановление, восполнение) в нашем понимании процесс взаимопроникновения на общей социальногносеологической основе структурных элементов знаний фамилистики, сопровождающиеся ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности. Интегративность относится к числу признаков системы, обеспечивающих ее целостность, и рассматривается как единство компонентов и отношений системы, которые сохраняют ее общность и способствуют ее сохранению и функционированию. В процессе профессиональной подготовки фамилистически компетентного педагога интеграция должна реализовываться на основе целенаправленного формирования целостной системы знаний о семье, то есть основ фамилистики. Фамилистически компетентный учитель обязан не только осознавать взаимосвязь концепций различных фамилистических направлений (психологических, педагогических, философских, хозяйственно-экономических, правовых и др.), но и обрести методологическую базу для построения собственной семейной и профессиональной жизнедеятельности. При доминирующей в отечественной высшей педагогической школе дискретно-дисциплинарной форме обучения, фамилистические знания студентов, почерпнутые из различных дисциплин, остаются разрозненными и не складываются в единую систему. Поэтому практическая реализация идеи интеграции при формировании фамилистической компетентности учителя должна осуществляться посредством сочетания различных ее видов: 1) собственно интеграция обеспечивается за счет разработанного спецкурса «Основы фамилистической подготовки учителя», в котором органически связана теория и практика, включающие основы фамилистики комплексной науки о семье, синтезирующей идеи, подходы, понятийный аппарат смежных наук (семейной педагогики, психологии личности и семейных отношений, этнопе |