80 ходит не приобретение, а лишь выявление, обогащение и преобразование субъективного опыта, носителем которого обучающийся является изначально. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса [160]. Преобладающий в педагогическом образовании формально-логический способ организации учебного содержания ведет к усвоению студентами безличного, формального знания. Кроме того, научные понятия не ассимилируются и быстро забываются студентами, становятся отчужденными от их личности, соответственно отчуждается и их собственная субъективная реальность, так как студенты не владеют осознанной и произвольно используемой системой внешних средств для ее анализа. С точки зрения К. Роджерса, каждый человек имеет уникальное поле опыта, включающее в себя события, восприятия, ощущения воздействия, которые он не всегда осознает, но мог бы осознавать, если бы сосредоточивался на них [159]. Согласно К. Роджерсу, условиями, обеспечивающими актуализацию имеющегося и приобретение нового субъективного опыта учащегося, являются: наполненность содержания обучения жизненно важными для учащихся проблемами, стремление решить которые побуждает их узнать что-то новое или изменить что-то в себе; конгруэнтность личности педагога способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять свое истинное «я», что снимает состояние напряжения и психологической защиты у ученика, позволяет ему быть самим собой и полностью реализовать свои возможности; принятие и понимание студента, положительное отношение к нему, ведущее к созданию безопасного психологического климата; предоставление обучаемому возможности свободного выбора и помощь ему в выборе учебного материала, средств деятельности, ценностных предпочтений (помогающее отношение); опора на самоактуализацию личности, побуждение к личностному росту [159]. |
дагогики, физиологии, сексологии, экономики, юриспруденции и др.), и генерирующей на их основе фамилистические идеи и концепции, новые термины, а также методико-педагогические знания, способствующие внедрению системы фамилистических знаний в учебно-воспитательный процесс подготовки учащихся к семейной жизни; 2) кооперация (установление единой логики, последовательности изучения смежных дисциплин, их взаимосвязи; координация деятельности преподавателей, направленная на формирование фамилистической компетентности учителя). Поэтому при изучении инвариантного ядра дисциплин, прямо или косвенно касающихся основных направлений фамилистики, нами делается акцент на установлении междисциплинарных связей, а освоение вариативного —обеспечивается за счет интегрированного курса «Основы фамилистической компетентности учителя». Кроме того, при интеграции необходимо особое сочетание научной формы знания с житейской, являющейся результатом предшествующего жизненного опыта студентов, что привело нас к выделению следующего принципа. 6. Принцип опоры на жизненный опыт на основе его «взращивания» и преобразования основан на необходимости интеграции всех типов фамилистических знаний и особого сочетания научной формы данного знания с житейской, являющейся результатом предшествующего жизненного опыта студентов. По мнению И.С. Якиманской, в процессе обучения происходит не приобретение, а лишь выявление, обогащение и преобразование субъектного опыта, носителем которого обучающийся является изначально. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса [247, с.24-25]. Преобладающий в педагогическом образовании формально-логический способ организации учебного содержания ведет к усвоению студентами безличного, формального знания. Кроме того, научные понятия не ассимилируются студентами и быстро забываются, становятся отчужденными от лично сти студента, соответственно так же отчуждается и их собственная субъективная реальность, так как студенты не владеют осознанной и произвольно используемой системой внешних средств для ее анализа. С точки зрения К. Роджерса, каждый человек имеет уникальное поле опыта, включающее в себя события, восприятия, ощущения воздействия, которые он не всегда осознает, но мог бы осознавать, если бы сосредотачивался на них [187]. Согласно К. Роджерсу, условиями, обеспечивающими актуализацию имеющегося и приобретение нового субъектного опыта учащегося, являются: наполненность содержания обучения проблемами, жизненно важными для учащихся, стремление решить которые, побуждает их узнать что-то новое или изменить чтото в себе; конгруэнтность личности педагога —способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять свое истинное «я», быть таким, какой он есть, что снимает состояние напряжения и психологической защиты у ученика, позволяет ему быть самим собой и полностью реализовать свои возможности; принятие и понимание студента, безусловно, положительное отношение к нему, ведущее к созданию безопасного психологического климата; предоставление возможности свободного выбора и помощь ему в выборе учебного материала, средств деятельности, ценностных предпочтений (помогающее отношение); опора на самоактуализацию личности, побуждение к выявлению и проявлению в процессе обучения ее внутреннего потенциала, к личностному росту [186]. Так как продвижение студентов к обретению своей целостности возможно только в процессе «взращивания» своего опыта во взаимодействии с педагогической культурой на основе «запуска» внутренних механизмов самоопределения и саморазвития [154, с.180], следовательно, в процессе формирования фамилистической компетентности учителя необходимо опираться на «живое знание», поле жизненного опыта студентов, включающее в себя события, восприятия, ощущения, воздействия. Для этого целесообразно применять предложенные Н.Н. Никитиной ситуации проживания, прочувствования осознания своих состояний, предыдущего эмоционально |