81 Так как продвижение студентов к обретению своей целостности возможно только в процессе «взращивания» своего опыта во взаимодействии с педагогической культурой на основе «запуска» внутренних механизмов самоопределения и саморазвития, следовательно, в процессе формирования фамилистической культуры будущего учителя необходимо опираться на «живое знание», поле жизненного опыта студентов, включающее в себя события, восприятия, ощущения, воздействия. На каждом занятии необходима постановка смыслообразующих вопросов, а также проблем, связанных с самоопределением, самопознанием, саморазвитием себя как семьянина и учителя-фамилиста: Каковы мои жизненные цели и смыслы? В чем заключается для меня смысл семьи, брака? Насколько я готов к самостоятельной семейной жизни? Насколько я готов к педагогической деятельности по подготовке учащихся к семейной жизни? и т.д. Кроме того, изучение и осмысление фамилистической, психолого-педагогической и другой информации позволит осознавать и соотносить свое «Я», свои ценности и смыслы с ценностями педагогической культуры (самостоятельная работа, связанная с изучением рекомендуемой литературы, самотестированием, самоописанием, самооценкой и т.д.). Завершая рассмотрение принципов формирования фамилистической культуры, необходимо подчеркнуть, что только их целостное применение будет способствовать успешному достижению поставленных целей. Формирование фамилистической культуры студентов педагогического вуза должно быть построено с помощью целевой, комплексной организации процесса освоения студентами фамилистических, психолого-педагогических, хозяйственно-практических, коммуникативно-нравственных, личностно-пребразующих и др. знаний. Для этого необходимо обогатить содержание педагогического образования основами фамилистики, а также отобрать соответствующие дидактико-методические средства для достижения |
сти студента, соответственно так же отчуждается и их собственная субъективная реальность, так как студенты не владеют осознанной и произвольно используемой системой внешних средств для ее анализа. С точки зрения К. Роджерса, каждый человек имеет уникальное поле опыта, включающее в себя события, восприятия, ощущения воздействия, которые он не всегда осознает, но мог бы осознавать, если бы сосредотачивался на них [187]. Согласно К. Роджерсу, условиями, обеспечивающими актуализацию имеющегося и приобретение нового субъектного опыта учащегося, являются: наполненность содержания обучения проблемами, жизненно важными для учащихся, стремление решить которые, побуждает их узнать что-то новое или изменить чтото в себе; конгруэнтность личности педагога —способность вести себя соответственно своим чувствам и мыслям, проявлять свое истинное «я», быть таким, какой он есть, что снимает состояние напряжения и психологической защиты у ученика, позволяет ему быть самим собой и полностью реализовать свои возможности; принятие и понимание студента, безусловно, положительное отношение к нему, ведущее к созданию безопасного психологического климата; предоставление возможности свободного выбора и помощь ему в выборе учебного материала, средств деятельности, ценностных предпочтений (помогающее отношение); опора на самоактуализацию личности, побуждение к выявлению и проявлению в процессе обучения ее внутреннего потенциала, к личностному росту [186]. Так как продвижение студентов к обретению своей целостности возможно только в процессе «взращивания» своего опыта во взаимодействии с педагогической культурой на основе «запуска» внутренних механизмов самоопределения и саморазвития [154, с.180], следовательно, в процессе формирования фамилистической компетентности учителя необходимо опираться на «живое знание», поле жизненного опыта студентов, включающее в себя события, восприятия, ощущения, воздействия. Для этого целесообразно применять предложенные Н.Н. Никитиной ситуации проживания, прочувствования осознания своих состояний, предыдущего эмоционально го опыта на основе активизации «эмоциональной памяти» и «повторного прочувствования» (К. Станиславский), рефлексии данных состояний, мыслей и действий в настоящем и прошлом к освоению теоретических знаний и превращению их в инструмент самопознания и самопонимания. На каждом занятии необходима постановка смыслообразующих вопросов, а также вопросов, связанных с самоопределением, самопознанием, саморазвитием себя как семьянина и учителя-фамилиста: Каковы мои жизненные цели и смыслы? В чем заключается для меня смысл семьи, брака? Насколько я готов к самостоятельной семейной жизни? Насколько я готов к педагогической деятельности по подготовке учащихся к семейной жизни? и т.д. Кроме того, изучение и осмысление фамилистической, психолого-педагогической и др. информации, позволит осознавать и соотносить свое Я, свои ценности и смыслы с ценностями педагогической культуры (самостоятельная работа, связанная с изучением рекомендуемой литературы, самотестированием, самоописанием, самооценкой и т.д.). Завершая рассмотрение принципов необходимо подчеркнуть, что только целостное применение принципов будет способствовать успешному достижению поставленных целей. Формирование фамилистической компетентности учителя в педагогическом вузе должно быть построено с помощью целевой, комплексной организации процесса освоения студентами фамилистических, психологопедагогических, хозяйственно-практических, коммуникативнонравственных, личностно-преобразующих и др. знаний. Для этого необходимо обогатить содержание педагогического образования основами фамилистических знаний, а также отобрать соответствующие дидактикометодические средства для достижения цели формирования фамилистической компетентности будущих учителей в составе разнообразных форм и методов. Содержание — определяющая сторона целого, единство его частей, элементов, его свойств и связей, основная суть, количество чего-либо, нахо |