В советской исторической литературе оценки социальноэкономических отношений, сложившихся на Северном Кавказе и Дагестане ко времени крушения самодержавия и капитализма в России были весьма противоречивыми. Длительное время уровень общественно-экономического развития большинства горцев рассматривался как крайне низкий. Фактически широкое распространение получила пресловутая «теория родового строя». Например, Н. Самурский в своей книге «Дагестан» утверждал, что будто горцыдагестанцы подошли к революции «с нетронутым от веков, окаменевшим патриархально-родовым бытом».149 Однако уже тогда столь однозначная точка зрения разделялась далеко не всеми. Так, например, обстоятельный анализ развития социально экономических отношений в национальных районах Северного Кавказа в конце XIX начале XX вв. привел известного исследователя H.JT. Янчевского к выводу, что, несмотря на пережитки патриархальщины, и феодализма, главную основу у горцев составляли не они, а отношения, порожденные капитализмом. ь0 До октябрьской революция, Дагестан в культурном отношении (как и в экономическом) был одной из отсталых окраин царской России. Накануне установления Советской власти (1920 г.) 90 % населения не умели ни писать, ни читать.ы В 1914 году здесь насчитывалось 89 школ, в которых обучался 6951 ученик, или 4 процента от общего числа лиц школьного возраста. Детям трудящихся общеобразовательные школы, как правило, не были доступны, они могли обучаться только в мечетьских школах, где их обучение велось с религиозным уклоном на арабском языке. Таких школ в 1913 году было 97 149Самурскй И. Дагестан. М., Л.; 1925. с.6-7. ,м) См.: Янчевский Н.Л. Гражданская борьба на Северном Кавказе. Ростов на Дону, 1927, Т.1.С.56. ы 10 лет соц-го строительства в Даг. АССР. Махачкала, 1931. с. 132. |
дого, а также права и обязанности их начальников. Без такой инструкции обойтись невозможно, так как милиционеры делают, что им хочется, а их начальники не знают как с ними поступить, не зная какими правами они пользуются к своим подчиненным».1 До октябрьской революция, Дагестан в культурном отношении (как и в экономическом) был одной из отсталых окраин царской России. Накануне установления Советской власти (1920 г.) 90 % населения не умели, ни писать пи читать/ В 1914 году здесь насчитывалось 89 школ, в которых обучался 6951 ученик, или 4 процента от общего числа лиц школьного возраста. Детям трудящихся общеобразовательные школы, как правило не были доступны, они могли обучаться только в мечетских школах, где их обучение велось с религиозным уклоном на арабском языке. Таких школ в 1913 году было более 750.3 Поэтому первоначально основным средством ведения письма и делопроизводства в дагестанских округах был тогда арабский алфавит. Составление служебных документов на арабском языке, затрудняло делопроизводство, так как часто требовался их перевод на русский язык. В этом деле переводчикам принадлежала исключительно важная роль, однако в них также испытывался большой дефицит. Острая нехватка грамотных людей в Дагестане серьезно сказывалась на формировании органов государственных аппаратов, республики, в том числе и милиции. Особо это сказывалось на подборе кадров канцелярских работников, сотрудников уголовного розыска и политотдела, где требовалось особые навыки и умения. На заседании Дагревкома 17 августа 1920 года отмечалось, что «организация милиции налаживается туго, ттет опытных делопроизводителей, из-за отсутствия знающих дело работников не организован уголовно-розыскной стол, 87 ЦТ’А РД. Ф.Р-41. Оп.4. Д6. Л.1. ' 10 лет социалистического строительства в Дагестанской АССР. Махачкала, 1931.С.132. 3Очерки истории Дагестана, т II. Махачкала. 1957. С. 133 |