Проверяемый текст
Пирбудагов, Нуцал Пирбудагович; История становления и развития дагестанской милиции в 20-е годы XX века (Диссертация 1998)
[стр. 97]

В советской исторической литературе оценки социальноэкономических отношений, сложившихся на Северном Кавказе и Дагестане ко времени крушения самодержавия и капитализма в России были весьма противоречивыми.
Длительное время уровень общественно-экономического развития большинства горцев рассматривался как крайне низкий.
Фактически широкое распространение получила пресловутая «теория родового строя».
Например, Н.
Самурский в своей книге «Дагестан» утверждал, что будто горцыдагестанцы подошли к революции «с нетронутым от веков, окаменевшим патриархально-родовым бытом».149 Однако уже тогда столь однозначная точка зрения разделялась далеко не всеми.
Так, например, обстоятельный анализ развития социально экономических отношений в национальных районах Северного Кавказа в конце XIX начале XX вв.
привел известного исследователя H.JT.
Янчевского к выводу, что, несмотря на пережитки патриархальщины, и феодализма, главную основу у горцев составляли не они, а отношения, порожденные капитализмом.
ь0 До октябрьской революция, Дагестан в культурном отношении (как и в экономическом) был одной из отсталых окраин царской России.
Накануне установления Советской власти (1920 г.) 90 % населения не умели ни писать,
ни читать.ы В 1914 году здесь насчитывалось 89 школ, в которых обучался 6951 ученик, или 4 процента от общего числа лиц школьного возраста.
Детям трудящихся общеобразовательные школы, как правило, не были доступны, они могли обучаться только в
мечетьских школах, где их обучение велось с религиозным уклоном на арабском языке.
Таких школ в 1913 году было
97 149Самурскй И.
Дагестан.
М., Л.; 1925.
с.6-7.
,м) См.: Янчевский Н.Л.
Гражданская борьба на Северном Кавказе.
Ростов на Дону, 1927, Т.1.С.56.
ы 10 лет соц-го строительства в Даг.
АССР.
Махачкала, 1931.
с.
132.
[стр. 87]

дого, а также права и обязанности их начальников.
Без такой инструкции обойтись невозможно, так как милиционеры делают, что им хочется, а их начальники не знают как с ними поступить, не зная какими правами они пользуются к своим подчиненным».1 До октябрьской революция, Дагестан в культурном отношении (как и в экономическом) был одной из отсталых окраин царской России.
Накануне установления Советской власти (1920 г.) 90 % населения не умели, ни писать
пи читать/ В 1914 году здесь насчитывалось 89 школ, в которых обучался 6951 ученик, или 4 процента от общего числа лиц школьного возраста.
Детям трудящихся общеобразовательные школы, как правило не были доступны, они могли обучаться только в
мечетских школах, где их обучение велось с религиозным уклоном на арабском языке.
Таких школ в 1913 году было
более 750.3 Поэтому первоначально основным средством ведения письма и делопроизводства в дагестанских округах был тогда арабский алфавит.
Составление служебных документов на арабском языке, затрудняло делопроизводство, так как часто требовался их перевод на русский язык.
В этом деле переводчикам принадлежала исключительно важная роль, однако в них также испытывался большой дефицит.
Острая нехватка грамотных людей в Дагестане серьезно сказывалась на формировании органов государственных аппаратов, республики, в том числе и милиции.
Особо это сказывалось на подборе кадров канцелярских работников, сотрудников уголовного розыска и политотдела, где требовалось особые навыки и умения.
На заседании Дагревкома 17 августа 1920 года отмечалось, что «организация милиции налаживается туго, ттет опытных делопроизводителей, из-за отсутствия знающих дело работников не организован уголовно-розыскной стол, 87 ЦТ’А РД.
Ф.Р-41.
Оп.4.
Д6.
Л.1.
' 10 лет социалистического строительства в Дагестанской АССР.
Махачкала, 1931.С.132.
3Очерки истории Дагестана, т II.
Махачкала.
1957.
С.
133

[Back]