Проверяемый текст
Воскресенский Сергей Модестович. Влияние структуры собственности на активизацию инвестиционного процесса в условиях переходного периода (Диссертация 1998)
[стр. 241]

242 При переходе к следующему этапу приватизации (по идее «денежному»), была сделана попытка совместить фискальную и инвестиционную функции.
Это было связано, во-первых, с получением денег за продаваемое имущество и, во-вторых, с формированием на базе мощных финансовых структур жизнеспособных олигархических финансовопромышленных групп.
Предполагалось, что в их рамках начнется приток капитала из спекулятивной в инвестиционную сферу, однако это пока не произошло).

Острая нехватка денег, вызываемая жесткой финансовой политикой, сохранила фискальную направленность приватизации, не привела к ее инвестиционной переориентации.

# * * Приватизационный процесс оказался не так однозначен, как казалось вначале.
Системная трансформация отношений собственности продолжается, проявляя все более разнообразные качества, рождая новые структуры, схемы отношений, системы взаимодействий разных элементов.
Сложность и длительность
данного процесса обусловливает необходимость выработки стратегического курса преобразований собственности, отвечающих реалиям развития российской экономики и адаптированных к объективным процессам мирового развития.
Не занимаясь выстраиванием вариантов и сценариев развития, считаем необходимым акцентировать внимание на направлениях реформирования, диктуемых
особенностями развития экономики, ресурсных ее возможностей и здравого смысла руководителей, от субъективных решений который будут зависеть перспективы приватизации.
Оптимальная стратегия преобразований собственности (такой процесс уже нельзя назвать приватизацией) связана, по нашему мнению, с умеренным, стабильным и эволюционным ходом реформирования.
Призывы
«ускорить», «углубить», «активизировать» можно расценивать как
[стр. 123]

123 Долгосрочной функцией ваучерной приватизации было формирование фондового рынка.
Вторичное обращение приватизационных чеков подготовило инфраструктуру и деловую культуру для последующего оборота государственных ценных бумаг и, в меньшей степени, акций приватизированных предприятий.
Приватизационные чеки стали первым инструментом слияния, концентрации и межотраслевого перелива капитала, хотя недостаточность государственного контроля и необходимость обещать высокие дивиденды объективно толкали руководителей чековых инвестиционных фондов к мошенничеству.3 Практически ваучерная приватизация выполнила “программуминимум”, дав государству возможность для первого шага на пути разрушения государственных финансов и финансов предприятий.
Однако очень быстро стало ясным, что чековая приватизация, несколько улучшив управление предприятиями, не обеспечила формирование ожидавшегося “эффективного собственника”, что было связано с отсутствием механизмов смены собственника и контроля акционеров за руководством предприятий, которые, приватизировав прибыль, убытки переложили на титульных владельцев предприятий (государство и трудовые коллективы).
Это обусловило переход к следующему этапу приватизации (по идее “денежному”), на котором была сделана попытка совместить фискальную и инвестиционную функции, что было связано, во-первых, с получением денег за продаваемое имущество, и, во-вторых, с формированием на базе мощных финансовых структур жизнеспособных олигархических финансовопромышленных структур (предполагалось, что в их рамках начнется приток капитала из спекулятивной в инвестиционную сферу, однако это пока не произошло).
Экономика России, выйдя к 1996 г.
из состояния спада, попала в глубокую депрессию.
Однако острая нехватка денег, вызываемая жесткой финансовой политикой, сохранила фискальную направленность приватизации, не привела к ее инвестиционной переориентации.
Продажа акций государственных предприятий в 1998 г.
будет проводиться в соответствии с указами президента и постановлениями правительства, поскольку государственная программа приватизации пока обсуждается в Государственной Думе.
Для того, чтобы Дума смогла ' Делягин М, Экономика неплатежей, КБ “Держава”.
М., 1997.


[стр.,130]

no Организация рынка поручена Федеральной энергетической комиссии России (ФЭК).
Ее чисто регулирующие функции, опыт и кадровый состав исключает понимание ею стратегической значимости различных энерготехнологий и видов энергоресурсов в структуре и перспективе развития ТЭК.
Она вынуждена лавировать не только между здравым смыслом и патерналистко-монополистическими интересами могущественных монополий ТЭК, но и невыполнимыми, некомпетентными пожеланиями к ней.
Например, установление единого тарифа на электроэнергию в стране.
Это все равно, что требовать от рыночной экономики продажи в Якутию бананов по ценам Африки.
В соответствии с намеченными планами реформа пойдет по трем основным направлениям.
Во-первых, будет упрощен путь от производителя к потребителю энергии.
Для этого предполагается увеличить число компаний, имеющих доступ на федеральный оптовый рынок энергии с 30 до 51.
Приоритет при этом будет отдан сильнейшим компаниям.
Заодно предполагается привести в порядок систему расчетов с РАО и ликвидировать практику перекрестного субсидирования и бартерной оплаты энергии.
Во-вторых, начало освобождения энерготарифов от урегулирования, естественно, для тех, кому заказан путь на оптовый рынок.
И, наконец, начнется активная кампания по привлечению инвестиций в энергетику.
С этой целью планируется выпускать конвертируемые облигации РАО, которые будут обеспечиваться пакетом акций в размере 1,7%.
Облигации будут размещаться в США и в странах Европы.
Следует при этом отметить, что РАО “ЕЭС” останется монополистом, но не в экономическом, как это было всегда, а в технологическом смысле, о расчленении единой энергосети не может быть и речи.
* * * Приватизационный процесс оказался не так однозначен, как казалось вначале.
Системная трансформация отношений собственности продолжается, проявляя все более разнообразные качества, рождая новые структуры, схемы отношений, системы взаимодействий разных элементов.
Сложность и длительность
этого процесса обусловливает необходимость выработки стратегического курса преобразований собственности, отвечающих реалиям развития российской экономики и адаптированных к объективным процессам мирового развития.
Для его правильной выработки

[стр.,131]

131 необходим четкий анализ результатов и оценки изменения отношений собственности, сложившейся в настоящее время в электроэнергетике страны, что видно из приводимой нами таблицы.
Не занимаясь выстраиванием вариантов и сценариев развития, считаем необходимым акцентировать внимание на направлениях реформирования, диктуемых
учетом особенностей развития экономики, ресурсных ее возможностях и здравым смыслом руководителей, от субъективных решений которых будет зависеть перспективы развития страны.
Оптимальная стратегия в проблеме преобразования собственности (этот процесс уже нельзя назвать приватизацией) связана, по нашему мнению, с умеренным, стабильным и эволюционным ходом реформирования.
Призывы
“ускорить”, “углубить”, “активизировать” можно расценивать либо как провокационные, либо как проистекающие от вопиющей экономической безграмотности.
В связи с гем, что собственность это ключевой, институционный элемент экономического устройства, стратегия ее развития не должна, во-первых, приводить к социальным и политическим конфликтам, и, во-вторых, не содержать элементов крайних, разрушительных, прорывных тенденций реформирования.
Основными условиями реализации нового стратегического курса в этой сфере являются: • политическая стабильность в обществе и преемственность формальной идеологии всех ветвей государственной власти; • наличие (стабильное развитие) реально демократических институтов власти как условие отторжения популистских или узковедомственных решений, основанных на политических амбициях, коррупции, криминальных связях; • развитие системы законодательства, предусматривающей стабильность основных норм права одновременно с гибкими механизмами их корректировки, а также безусловное соблюдение норм права и жесткий контроли за таким соблюдением; • последовательное осуществление экономических реформ в целом и эффективность государственного регулирования, эффективную макроэкономическую политику; • увязка постприватизационной политики с задачами привлечения инвестиций и реезруктурирования предприятий; • социальная ориентация процесса преобразования собственности.

[Back]