1.2. Моделирование формирования этико-когнитивных отношений к природе у студентов Анализ причин кризиса современной техногенной цивилизации, поиск путей выхода из кризиса неизбежно ведёт к признанию ограниченности антропоцентризма, неадекватности его мировоззренческих идеалов и ориентации. Техногенный подход к биосфере, стремление приспособить природу к потребностям общества, потребительское отношение к экосистеме все это привело к отчуждению человека от природы и культуры, естественного и гуманитарного знания. Сущность этого противоречия очень точно вскрыта Е.М.Бабасовым: «Пользуясь принципами идеологизированного, гипотетического мира, наука не может отразить специфику реальности. Наука, очищенная от наслоений этих идеологизаций, вплоть до изменения парадигмы, должна стремиться занять подобающее ей положение, определённую нишу в деятельности сообщества. Лишь в этом случае мышление будет экологичным по своей сути и содействовать естественному и гармоничному процессу глобальной эволюции сообщества» (14, с. 10). Подход к биосфере как целостной системе жизни, развитие идей В.И.Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу коренным обпазом изменило отношение к экологическому знанию. Единение в экологии знаний, закономерностей развития природных экосистем, социальных процессов и социоприродных систем, значение экологии в преодолении кризиса цивилизации придают ей широкое мировоззренческое звучание. Настало время осмысления новой экологической картины мира (40, с. 19). В современной культуре все более отчетливо определяются контуры нового взгляда на мир, становление которого вносит существенный вклад в гармоничные отношения между людьми, человеком и природой, которые составляют единое целостное образование. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органичной части природы, а не как власти |
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ: 2.Г Теоретико-методологические основы концептуальной модели послевузовского профессионально-экологического образования Анализ;причин кризиса современной техногенной цивилизации, поиск путей выхода>из кризиса неизбежно *ведёт к признанию ограниченности антропоцентризма, неадекватности:его мировоззренческих идеалов и>ориентации. Техногенный;подход к биосфере,.стремление приспособить природу к потребностям общества, потребительское отношение к экосистеме —все это; привело к отчуждению человека от природы и культуры, естественного и гуманитарного знания. Сущностьэтого противоречия? глубоко вскрыта? Е.М.Бабасовым: «Пользуясь принципами;идеологизированного, гипотетического мира,,наука не может отразить специфику реальности: Наука, очищенная* от наслоений этих идеологизаций, вплоть до изменения парадигмы, должна стремиться занять подобающее ей положение, определённую нишу в деятельности сообщества. Лишь в этом случае мышление будет экологичнымt по своей сути и содействовать естественному и гармоничному процессу глобальной эволюции сообщества» (19, с. 10). Подход к биосфере как целостной системе жизни, развитие идей В.И.Вернадского;об эволюции биосферы?в;ноосферу коренным образом? изменило :отношение к экологическому знанию. Единение в экологии знаний, закономерностей развития природных экосистем, социальных процессов? и социоприродных систем, значение экологии в преодолении кризиса цивилизации-придают ей широкое мировоззренческое звучание. Настало время■осмысления новой экологической картины мира (47, с. 19). В современной культуре все более отчетаиво определяются контуры нового взгляда на мир, становление которого вносит существенный вклад в гармоническое отношение:между людьми; человеком и природой, составляющими единое целостное образование. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как,органической части природы, а не как властителя, развиваются идеи приоритетности ■сотрудничества перед конкуренцией (Э.Ласло, Н^Гагарина; Б.С.Хорев). Функция человека в биосфере —мыслящего, разумного существа это осознание им ответственности за выполнение биосферной негэнтропийной функции. Ответственность человека за судьбу планеты — это новый ценностный ориентир человечества, новая мировоззренческая парадигма (Э.В.Гирусов, В.И.Данилов-Данильян, И.Ф.Смольянинов). Как справедливо; отмечают исследователи, новые мировоззренческие идеи вырабатываются и шлифуются в самых различных сферах культуры. «Мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых трактованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам» (Э.Ласло (168, с. 73); Так, вполне органично в экологической этике объединяются идеи «углубленной; экологии» Ф.Капра, «единой экологии» А.Несс, этика Земли .Леопольда, идеи русского космизма и учение В.И.Вернадского, этика благоговения перед жизнью А.Швейцера. «Я есть жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить»---этот постулат великого гуманиста АШвейцера позволяет придатьгсмысл человеческому существованию через стремление возвысить естественную связь с миром и сделать её духовной. Ведущими мировоззренческими идеями, вытекающими из экологической картины мира, являются следующие: • признание целостности, единства мира, человека как органичной части биосферы и космоса; |