теля, развивается идея приоритетности сотрудничества перед конкуренцией (110; 208). Функция человека в биосфере как мыслящего, разумного существа это осознание им ответственности за выполнение биосферной негэнтропийной функции. Ответственность человека за судьбу планеты — это новый ценностный ориентир человечества, новая мировоззренческая парадигма (48; 54). Как справедливо отмечают исследователи, новые мировоззренческие идеи вырабатываются и шлифуются в самых различных сферах культуры. «Мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых трактованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам» (110). Так, вполне органично в экологической этике объединяются идеи «углубленной экологии» Ф. Капра (93), этика Земли ОЛеопольда (113), идеи русского космизма и учение В.И.Вернадского (40), а также этика благоговения перед жизнью А. Швейцера (161). Жизненный постулат великого гуманиста А. Швейцера позволяет придать смысл человеческому существованию через стремление возвысить естественную связь с миром и сделать её духовной. Ведущими мировоззренческими идеями, вытекающими из экологической картины мира, являются следующие: признание целостности, единства мира, человека как органичной части биосферы и космоса; ответственность человека, его разума и интеллекта за выполнение негэнтропийной биосферной функции; диалог природы и человека, доброжелательное взаимодействие между людьми, человеком и природой; |
В современной культуре все более отчетаиво определяются контуры нового взгляда на мир, становление которого вносит существенный вклад в гармоническое отношение:между людьми; человеком и природой, составляющими единое целостное образование. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как,органической части природы, а не как властителя, развиваются идеи приоритетности ■сотрудничества перед конкуренцией (Э.Ласло, Н^Гагарина; Б.С.Хорев). Функция человека в биосфере —мыслящего, разумного существа это осознание им ответственности за выполнение биосферной негэнтропийной функции. Ответственность человека за судьбу планеты — это новый ценностный ориентир человечества, новая мировоззренческая парадигма (Э.В.Гирусов, В.И.Данилов-Данильян, И.Ф.Смольянинов). Как справедливо; отмечают исследователи, новые мировоззренческие идеи вырабатываются и шлифуются в самых различных сферах культуры. «Мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых трактованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам» (Э.Ласло (168, с. 73); Так, вполне органично в экологической этике объединяются идеи «углубленной; экологии» Ф.Капра, «единой экологии» А.Несс, этика Земли .Леопольда, идеи русского космизма и учение В.И.Вернадского, этика благоговения перед жизнью А.Швейцера. «Я есть жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить»---этот постулат великого гуманиста АШвейцера позволяет придатьгсмысл человеческому существованию через стремление возвысить естественную связь с миром и сделать её духовной. Ведущими мировоззренческими идеями, вытекающими из экологической картины мира, являются следующие: • признание целостности, единства мира, человека как органичной части биосферы и космоса; • ответственность человека, его разума и интеллекта за выполнение негэнтропийной биосферной функции; • диалог природы и человека, доброжелательное взаимодействие между людьми, человеком и природой; • гуманизм в контексте экологической;культуры как признание приоритета природных факторов человеческого бытия перед социальными; • коэволюция как оптимизация взаимодействия развивающегося общества и изменяемой им природы; • признание самоценности природы, более высокого уровня, самоорганизации природных систем по сравнению с социальными; Экологическая картина мира, ведущие мировоззренческие идеи «задают» контуры новой образовательной парадигмы; призванной разрешить противоречия современных образовательных систем. На смену репродуктивному образованию приходит творческое овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему. Объект-субъектные отношения в образовательном процессе заменяются субъектсубъектными, отношениями педагогического сотрудничества, монолог учителя•— диалогом не только «учитель—ученик», но и диалогом культур. «Разорванное», «лоскутное» предметное преподавание всё более настойчиво вытесняется целостным, интегративным подходом к определению как содержания, так и методик организации учебно-воспитательного процесса. Гуманизация образования всё более распространяется не только;на естественные науки; но и становится способом включения научного знания в контекст культуры. Разнообразие видов учебных заведений, наличие альтернативных учебных планов, программ и моделей утверждает свободу выбора1 «индивидуальной«дорожки обучения», демократические идеалы в развитии образовательных систем. Вместе с тем эти и иные инновационные направления образования ещё не стали творческой нормой, потребностью участников учебно-воспитательного процесса. |