р о с с и й с к а я г о с у д а р с т в е н н а я б V1БЛИОТЕКА Такой подход к осмыслению сущности экологического образования приводит к целому ряду концептуальных положений: экологическая культура, экологическое сознание, ноосферное мышление общества и личности имманентный, ведущий компонент новой цивилизационной парадигмы перехода России на модель устойчивого развития; экологическое образование не есть новое обособленное направление в развитии образовательных систем, это новый смысл и цель всего образовательного процесса уникального средства сохранения и развития человека и продолжения развития человеческой цивилизации; экологическое образование системообразующий компонент всего образовательного процесса, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу школы будущего; цель экологического образования взращивание экологического сознания, культуры общества и личности, коррекция научной картины мира и естественнонаучного мировоззрения, формирование нового, целостного мировоззрения, объективно отражающего место человека «посередине мира»; совокупность принципов экологического образования, вбирая в себя все общедидактические, обогащает их специфическими экологическими: экогумаиизацией; обучающей, воспитывающей функцией природы; комплемеитарностыо; интегративностью; опережающим, прогностическим характером образования; глобальностью мышления и деятельности; включением природы в контекст культуры и образования; сфера экологического образования в учебном плане не может быть определена только учебным предметом или их совокупностью. Сферу формирования экологического сознания и коррекцию мировоззрения предстоит определить более гибко. В общем виде она может быть «обозначена» как экологическая культура; экологическая культура общества, страны синтез истории опыта и традиций природосообразного поведения и деятельности населяющих её на |
«Наложение «полей» новой экологической парадигмы мировоззрения и новой образовательной парадигмы образует «поле» экологического образования и воспитания, формирования экологической культуры общества и личности» (62, с. 39). Такой подход к осмыслению сущности экологического образования приводит к целому ряду концептуальных положений: • экологическая культура, экологическое сознание, ноосферное мышление общества и личности — имманентный, ведущий компонент новой'цивилизационной парадигмы перехода России на модель устойчивого развития; • экологическое образование не есть новое обособленное направление в развитии образовательных систем, это новый-смысл и цель всего ?образовательного процесса — уникального средства,сохранения и развития человекаь и продолжения развития человеческой цивилизации; • экологическое образование — системообразующий компонент всего образовательного•процесса, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу школы будущего; • цель экологического образования— взращивание экологического сознания, ,культуры общества и личности; коррекция научной картины мира и естественнонаучного мировоззрения; формирование нового, целостного мировоззрения, объективно отражающего место человека «посредине мира»; •fсовокупность принципов экологического образования, вбирая в себя все общедидактические, обогащает их специфическими экологическими: экогуманизации;. обучающей; воспитывающей функции природы; комплементарности; интегративности; опережающего, прогностического характера образования; глобальности?мышления и деятельности; включения природы в контекст,культуры и образования и др.; • сфера экологического образования: в учебном плане не может быть определена только учебным предметом или их совокупностью. Сферу формирования экологического сознания и:коррекции мировоззрения предстоит 107 определить более гибко. В общем виде, она может быть «обозначена» как экологическая культура; • экологическая культура общества, страны — синтез истории опыта и традиций природосообразного поведения и деятельности населяющих её народов. Мера гармонии; степень коэволюции общества и природы, суперэтноса и вмещающего его ландшафта — показатель зрелости цивилизации; Экологическое образование, расширенное воспроизводство экологиче4 ской культуры в?обществе и в сознании;личности;— непременное условие стабильности экосистем; биосферы в целом, эволюции её в ноосферу. В!этом негэнтропийная биосферная функция человечества. Методологическую основу исследования в области экологического образования составляют философско-экологические теории: концепция экологического равновесия Л.А.Сенеки; парадигма целостности мира; К.Э.Циолковского; концепция ноосферы о закономерностях управления природно-историческими процессами в интересах человечества В.И.Вернадского; взаимодействие антропосистемы с биосферойj внутренняя биосоциальная организация человеческого общества Н;Ф.Реймерса; коэволюционное отношение человека к природе Н.Н.Моисеева. Философской основой; формирования; новой; экологической картины> мира становятся сегодня идеи в области эволюции;и функций познавательных моделей: Сущностью современной познавательной модели признается идея самоорганизации: Такая модель познания всё чаще называется синергетической. Возросшая ограниченность детерминистских законов означает, что * мы отходим от замкнутой Вселенной; в которой всё задано, к Вселенной, открытой флюктуациям; способной рождать новое;(И.Пригожин, И.Стенжерс (248; с.93). При этом возникает иной?взгляд на исследование природы: познание рассматривается как способность построения равноправных отношений с природой. Органицистская модель познания трансформируется в модель. самоорганизации> и становится объяснительной схемой научного знания и всего мировоззрения конца XX века. Появляется возможность по108 |