родов. Мера гармонии, степень коэволюции общества и природы, суперэтноса и вмещающего его ландшафта показатель зрелости цивилизации. Экологическое образование, расширенное воспроизводство экологической культуры в обществе и в сознании личности непременное условие стабильности экосистем, биосферы в целом, эволюции её в ноосферу. В этом негэнтротшная биосферная функция человечества. В процессе жизни человек находится в сложных и многообразных отношениях с окружающей его средой: человек-Земля (почва, атмосфера, вода, климат, ландшафт, минеральные ресурсы), человек-биосфера (флора, фауна); человек-техносфера (использование технических средств для удовлетворения своих потребностей); человек-человек (общество, государство, социальные условия, создаваемые при разных формах общественных отношений). Весь комплекс взаимодействующих с человеком природных факторов обычно называется средой обитания. Отражение этой среды в сознании человека и формирует то, что, мы называем экологическим сознанием. Мы разделяем позицию В.И. Медведева и А.А. Алдашева (127, с. 98), что все многообразие аспектов экологического сознания можно разделить на две группы, составляющие единое целое. Первая осознание материального мира, отношений между его системами, вторая определение места и функции человека в этих связях материального мира. Современное индивидуальное экологическое сознание во многом зависит от особенностей общественных отношений, социальных установок. Это позволяет рассматривать экологическое сознание как отражение в сознании процессов взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с одной стороны, и обществом и окружаюицш миром с другой, в тех аспектах биологической и согщальной жизни, которые обусловлены природными факторами. |
черпывается только гносеологическим, познавательным аспектом (62, с. 83; 260, с.124). В процессе жизни человек находится в сложных и многообразных отношениях с окружающей;его средой: человек —Земля (почва, атмосфера, вода, климат, ландшафт, минеральные ресурсы), человек биосфера (флора, фауна), человек —техносфера (использование технических средств для удовлетворения; своих потребностей), человек —человек (общество, государство, социальные условия, создаваемые при разных формах общественных отношений). История жизни человечества свидетельствует, что развитие экологического!сознания;в значительной мере зависит от характера и особенностей; развития общественных отношений. Весь комплекс взаимодействующих с человеком природных факторов обычно называется средой обитания. Отражение этой среды в сознании человека и формирует то, что мы называем экологическим сознанием. Мы разделяем позицию В.И.Медведева и А.А.Алдашева (194, с.98), что все многообразие аспектов экологического сознания можно разделить на две группы, составляющие единое целое. Первая —осознание материального мира; отношений между его системами, вторая —определение места и функции человека в этих связях материального мира. Нарушение человеком экологического равновесия, навязывание природе чуждых ей отношений главенства, приоритета требует формирования в экологическом сознании позиции о праве человека на такие взаимодействия: Человек должен осознать себя как одну из природных систем и определить свое место в общей системе отношений. Как показывает практика, антропоцен• J6 тризм экологического сознания, с одной стороны, обусловил активный?поиск места' человека в мире природы, с другой —привел к ряду катастрофических ошибок. О позиции: антропоцентризма, экологическое сознание можно определить следующим образом: это знание о взаимных связях человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого баланса между ними; по понимание и оценка человеком своих возможностей по использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определение границ допустимого антропогенного воздействия; Подчеркивая связь экологической ситуации с характером антропогенного воздействия и его последствиями, а также роль прогнозных элементов, экологическое сознание можно определить как. знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экосреде, учет последствий поведения и познание самого себя как одной из подсистем экосистемы. Современное индивидуальное экологическое сознание во многом зависит от особенностей общественных отношений; социальных установок. Это позволяет рассматривать экологическое сознание как отражение в сознании процессов взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с одной стороны, и обществом и окружающим миром —с другой, в тех аспектах биологической и социальной жизни, которые обусловлены природными факторами. В экосознании всегда присутствует прагматический компонент, предусматривающий проведение не только ответных, но и «инициативных» действий по отношению к природе. С этих позиций экологическое сознание можно рассматривать как очень сложную, саморегулирующуюся (изменяющую цели, средства, методы, функции) систему, способную стабилизировать и развивать взаимоотношения с природой, возникающие в процессе удовлетворения человеком своих потребностей: Экологическое сознание направлено не только на человека, но и на окружающую среду. Это вторая сторона направленности сознания заключается в формировании регулятивных (политических, экономических, этических, правовых, прагматических), познавательных (когнитивных, эстетических) функций человека в экосистеме. in |