деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимость сохранить природную среду, чтобы ею пользовались следующие поколения (4, с. 41). Резюмируя изложенное, заметим, что антропоцентрический "лодход это система представлений о мире, для которой характерны противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, а также восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека и прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней. Специалисты по экологической социологии предсказывают, что картины определяемого человечеством будущего роднятся с реальностью, которая наступит: «экологический дефицит», ограничение доступа людей к базе жизнеобеспечения вызовет ситуацию паники, заставит людей действовать по принципу «каждый сам за себя». Вслед за этим неизбежное обострение конкуренции за жизненные ресурсы приведёт к девальвации нравственных ценностей. Всё это ставит на повестку дня вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой. Понимание того, что антропоцентрический подход заводит в тупик и является предпосылкой экологического кризиса, привело к возникновению так называемой «новой инвайроментальной парадигмы», которой свойственны следующие постулаты: а) несмотря на то, что человек обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), он остаётся одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включённых в единую глобально-экологическую систему; б) человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность определённые физико-химические и биологические ограничения: человек живёт не только в социальной, но и природной среде; в) хотя интеллект позволяет существенно расширить возможности существования человека в социальной и природной средах, тем не менее экологические законы не утрачивают для него своей обязательности. Базирующийся на таких постулатах под |
человека; • природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда»; • этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы; (альнеишее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинён процессу развития человека; • деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимость сохранить природную.среду, чтобы ею пользовались следующие поколения (5, с. 41). Резюмируя изложенное, заметим, что антропоцентрический подход —это система представлений о мире, для которой характерны противопоставленность человека как высшей ценности: и природы как его собственности, а также восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека и прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней. По данным, полученным в рамках нашего исследования, порядка 87% респондентов-студентов Нижегородского государственного педагогического университета и Нижегородского государственного архитектурностроительного университета избегают чтения публикаций об экологических проблемах, ибо они разрушают сложившийся «благополучный» образ мира. Это ставит на повестку дня вопрос о необходимости смены методологических подходов и выборе новой педагогической стратегии!в экологическом образовании как в системе высшего, так и послевузовского профессионально-экологического образования. Специалисты по экологической социологии предсказывают, что картины определяемого человечеством будущего роднятся с реальностью, которая наступит: «экологический дефицит», ограничение доступа людей к базе жизнеобеспечения вызовет ситуацию паники, заставит людей действовать по принципу «каждый сам за себя». Вслед за этим неизбежное обострение конкурен145 ции за жизненные ресурсы приведёт к девальвации нравственных ценностей. Всё это ставит на повестку дня вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой. Понимание того, что антропоцентрический подход заводит в тупик и является предпосылкой экологического кризиса, привело к возникновению так называемой «новой инвайроментальной парадигмы», которой свойственны следующие постулаты: а) несмотря на то, что человек обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т. п.), он остаётся одним из множества видов на Земле; взаимозависимых и включённых в единую глобально-экологическую систему; б) человеческая деятельность обусловлена не только социальными и; культурными факторами, но и сложными биофизическими; экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность определённые физико-химические и биологические ограничения: человек живёт не только в социальной, но и природной среде; в) хотя>интеллект позволяет существенно расширить возможности существования человека в социальной и природной средах, тем не менее экологические законы не утрачивают для него своей обязательности. Базирующийся на таких постулатах подход может быть назван в целомэксцентрическим. Опишем его основные особенности: 1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. При этом природная среда ;признаётся; изначально самоценной; имеющей право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека; человек является одним из членов природного сообщества. 2. Отказ от иерархической картины мира: человек не обладает какими-то особенными привилегиями лишь потому, что он;имеет разум, который налагает на него дополнительные^обязанностипоотношению-К-окружающейприг роде. 3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воз |