Проверяемый текст
Кривых Сергей Викторович. Теория и практика реализации антропоэкологического подхода к построению образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 14]

Глава 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ К И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ШКОЛЫ САМОРАЗВИТИЯ Па фоне преобразований, происходящих в общественно-экономической жизни страны, острее осознаются проблемы педагогической теории и практики.
И все очевиднее становится парадоксальная ситуация: реализация цели образования, сформулированной как всестороннее развитие личности, приводит совсем не к тем результатам, которые предполагались.
В практике школьного образования наблюдается девальвация системы ценностей, потеря позитивной мотивации к образованию, ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников, формирование инфантилизма, безответственности,
афессии.
В целом эту проблему можно назвать проблемой отчуждения от природы, от культуры, от социума, от себя самого.

Возникает необходимость пересмотра отношений школы и в школе во всем их многообразии: организации учебного, воспитательного процесса, организация взаимоотношений всех участников образовательного процесса, организация управления образовательно-развивающим процессом, школой, микросообществами учащихся и т.д.
Идеи гуманистической педагогики,
педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения должны стать в каждом образовательном учреждении первоочередными, направляя и регулируя их жизнедеятельность.
Эти идеи положены в основу нового подхода в образовании антропоэкологического, в основе которою лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика; основанного на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на преодолении отторжения от природы, социума, культуры и гармонизации отношений с ними, на таком построении субъект
[стр. 13]

т бытности, самоценности каждого ученика; основанный на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д.
Образовательная система, построенная на вышеназванных принципах, представляет собой совокупность субъектов и средств, организованных под специфические цели, является живым социальным организмом, самоорганизующимся и саморазвивающимся сообразно внутренним закономерностям и преломляемым ими социальными обстоятельствами.
Образовательная система с центрацией на «ребенке» обладает возможностями влияния на него посредством создания комплекса педагогических условий пробуждения и поддержания его саморазвития.
Образовательная система, в силу своей полноты и многоплановости, * способности к самообновлению и саморазвитию, может индивидуализировать свои педагогические влияния на личность через сочетание разных комплексов условий и динамическое оперирование ими, т.е.
в развитой педагогической системе фактически снимается вопрос неадекватности образовательной стратегии и тактики.
Идея: антропоэкологический подход к организации современной школы создает условия для наиболее эффективной подготовки учащихся к жизнедеятельности и самореализации в природе, социуме и культуре на основе интегративного построения учебных дисциплин с использованием их дидактических, воспитывающих и развивающих функций, а также максимального включения в интеллектуальное и социокультурное пространство региона.
13 *

[стр.,73]

щим возможности идти общедоступными путями приобщения к нормам культуры.
Возникает необходимость пересмотра отношений школы и в школе во всем их многообразии: организации учебного, воспитательного процесса, организация взаимоотношений всех участников образовательного процесса, организация управления образовательно-развивающим процессом, школой, микросообществами учащихся и т.д.
Идеи гуманистической педагогики
и, прежде всего, идея ненасилия должны стать в каждом образовательном учреждении первоочередными, направляя и регулируя их жизнедеятельность.
Необходимо согласиться с Д.С.
Лихачевым: «Надо беспокоиться об экологии культуры и о ее «спутнице» экологии образования, об одном из компонентов которой («образователыцине») уже написал А.И.
Солженицын» [231].
Сегодня формируется новый подход в образовании, в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика; основанный на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации* самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д.
Подход, учитывающий когнитивные, перцептивные, креативные способности и возможности, обеспечивающий развитие всех сфер ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и т.д.
в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития, сохраняя при этом здоровье школьника.
Пронизывая все учебные предметы, антропоэкология высвечивает все факты антропогенного воздействия на природу и их обратного влияния.
Необходима ориентация учителя-предметника на раскрытие понятия «жизнедеятельность» средствами своего предмета.
Как сделать учителя

[стр.,226]

226 #■ Глава 4.
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ На фоне преобразований, происходящих в общественно-экономической жизни страны, острее осознаются проблемы педагогической теории и практики.
И все очевиднее становится парадоксальная ситуация: реализация цели образования, сформулированной как всестороннее развитие личности, приводит совсем не к тем результатам, которые предполагались.
В практике школьного образования наблюдается девальвация системы ценностей, потеря позитивной мотивации к образованию, ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников, формирование инфантилизма, безответственности,
агрессии.
В целом эту проблему можно назвать проблемой отчуждения от природы, от культуры, от социума, от себя самого.

Ориентация на новые ценности требует от общества гуманизации всей системы образования, т.е.
изменения в ней на уровне целей, содержания, способов взаимодействия участников образовательного процесса, учебнометодических и воспитательных технологий; изменение в стиле мировоззренческого и педагогического мышления.
В четвертой главе мы остановимся на основных проблемах организации антропоэкологической школы.
ф 4.1.
П ринципы организации антропоэкологической ш колы В данном параграфе мы рассмотрим принципы организации антропоэкологической модели образования, как традиционные, но трансформированные под ее задачи и содержание: • принцип природосообразности: соответствие педагогического влияния природе ребенка; • принцип культуросообразности: создание культуротворческой среды; 0

[Back]