Проверяемый текст
Кривых Сергей Викторович. Теория и практика реализации антропоэкологического подхода к построению образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 16]

1.1.
Историко-логический анализ понимания понятия «развитие школьника» В параграфе обратимся к важному термину и категории педагогики и психологии "развитие", который олицетворяет вершину инноваций конца XX века в педагогической практике.
Что касается термина «развитие», то хотя и нет явной дискуссии по
ею определению, положение представляется довольно сложным.
Впрочем, в научном мире довольно единодушно считается, что развитие есть движение от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному.

11ри веде иное понимание развития, построенное по законам формальной логики, представляется на первый взгляд убедительным и очевидным.
Внешняя очевидность его приобретает форму аксиомы, и, не ограничиваясь одной философией, оно проникает в другие науки.
Можно привести десятки определений развития, в которых так или иначе варьируются изложенные три постулата.

Л.II.
Шептулин понимает развитие «как поступательное движение по восходящей линии, как изменение, в ходе которого совершается переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному»
1189, с.
16).
И.II.
Смирнов считает, что «объективный характер развития, определяющий методологическое значение этого принципа, заключается именно в наличии момента качественного изменения, изменения от низшего к высшему, от простого к сложному»
1149.
с.21 ].
Т.С.
Васильева и В.В.
Орлов: «Основой классификации
реальною многообразия является идея развития, движения от низшего к высшему, от простою к сложному» [40, с.13].
Следует отмстить, что понятия «новое», «старое», «низшее», «высшее» не являются философскими категориями, и все существующие попытки возвести их в ранг философских закончились крахом.
Отсутствие научного статуса у этих понятий, а, следовательно, строго фиксированного содержа
[стр. 124]

124 Однако в связи со спецификой моделируемой системы синергетическая модель нуждается в определении границ своего применения.
Перспективность синергетической методологии в обучении и воспитании становится все более привлекательной для методистов-ученых и практических педагогов особенно тем, что позволяет использовать лучшие достижения педагогической науки и практики не во взаимоисключающей, а творческой взаиморазвивающей и взаимодополняющей форме.
Так что каждый учитель, симпатизирующий той или иной инновационной педагогической системе, находит в методологии синергетики опору, подтверждение и реальную практическую помощь своей новаторской учебно-педагогической деятельности.
Можно сказать, что синергетическая парадигма в образовании не плод досужего ума кабинетных ученых, а назревшая потребность и реальная действительность практического педагогического труда.
Благодаря этому надеемся, что синергетическая методология будет активно развиваться и во множестве конкретных вариантов осуществляться не только в среднем довузовском, но и высшем образовании, действительно свяжет эти уровни образования в единый и непрерывный образовательный процесс.
2.3.
Проблема развития образовательных систем в педагогических концепциях В данном параграфе мы рассмотрим проблему развития образовательных систем в педагогических концепциях.
Обратимся к важному термину и категории педагогики и психологии "развитие", который олицетворяет вершину инноваций конца XX века в педагогической практике.
Что касается термина «развитие», то хотя и нет явной дискуссии по
его определению, положение представляется довольно сложным.
Впрочем, в научном мире довольно единодушно считается, что развитие есть движение от старого к новому, от низшего к высшему, от
про#

[стр.,125]

125 стого к сложному.
Приведенное понимание развития, построенное по законам формальной логики, представляется на первый взгляд убедительным и очевидным.
Внешняя очевидность его приобретает форму аксиомы, и, не ограничиваясь одной философией, оно проникает в другие науки.
Можно привести десятки определений развития, в которых так или иначе варьируются изложенные три постулата.

А.П.
Шептулин понимает развитие «как поступательное движение по восходящей линии, как изменение, в ходе которого совершается переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному»
[424, сЛ6].
И.Н.
Смирнов считает, что «объективный характер развития, определяющий методологическое значение этого принципа, заключается именно в наличии момента качественного изменения, изменения от низшего к высшему, от простого к сложному»
[346, с.21].
Т.С.
Васильева и В.В.
Орлов: «Основой классификации
реального многообразия является идея развития, движения от низшего к высшему, от простого к сложному» [68, с.13].
• Следует отметить, что понятия «новое», «старое», «низшее», «высшее» не являются философскими категориями, и все существующие попытки возвести их в ранг философских закончились крахом.
Отсутствие научного статуса у этих понятий, а, следовательно, строго фиксированного содержания,
делает их использование неизбежно путаным и противоречивым.
Реальный смысл для науки имеет только такое понимание развития, которое осознается как абстракция, как предельное обобщение множества реально существующих типов изменений, на которое и должно быть обращено внимание.
Слово «развитие» ввел в науку английский ученый Уильям Гарвей (1578 1657).
Рассматривая вопросы эволюции, он пришел к выводу, что «все живое происходит из яйца».
То есть развитие понимается им как распрямление, раз-вит ие уже заложенного в зародыше [176, с.
10].
*

[Back]