Проверяемый текст
Кривых Сергей Викторович. Теория и практика реализации антропоэкологического подхода к построению образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 25]

О необходимости изучать развитие во всех направлениях говорил Л.В.
Занков
57, когда исследовал проблему соотношения обучения и развития учащихся.
Общее развитие, а не только интеллектуальное должно выступать в
качестве ведущею показателя эффективности обучения.
Общее развитие может быть охарактеризовано данными о развитии таких сторон психики: деятельность наблюдения, деятельность мышления, практические действия.
Эти стороны психики отражают собой три генеральные линии отношения человека к действительности: встреча с ней лицом к лицу и получение данных о действительности с помощью органов чувств с помощью наблюдений; абстрагирование, отвлечение от непосредственных данных, их обобщение эти процессы обнаруживаются при изучении мыслительной деятельности; материальное воздействие на материальный мир с целью его изменения, что достигается практическими дейст виями.
В таком контексте становится более понятной одна из удивительных особенностей педагогической антропологии Ушинского, на которую недостаточно обращали внимание исследователи.
Дело в том, что в психологической ее части есть главы: история памяти, история воображения, история рассудка, в общем ист ория ума человека.
В этих главах исследуется ход человеческой жизни от рождения до старости, построена общая
отологическая картина развития ума и прослежена судьба тех знаний, которые вкладывает в него образование.
Ушинский принадлежал к числу педагогов и ученых, для которых масштаб всей человеческой жизни определяет единицы измерения и оценки событий, происходящих в отдельные периоды индивидуального развития человека, его интересовала не только ближайшая, но и самая отдаленная связь между этими периодами.
Ученый необычайно глубоко понимал, что целостность личности существует в ходе ее индивидуального развития.
Человек не монтируется из отдельных возрастных блоков, которые могут «отрабатываться» отдельно.
Органичность развития ума, складывающегося в тот или иной период целиком и в зависимости от предшествующей истории
[стр. 146]

146 воря, нужно перейти в другую плоскость понимания развития —развития как проявления нового, не задававшегося прямо обучением.
Это центральное направление изучения развития, считает М.В.
Зверева [133], выявление новообразований в психике ребенка, выходящих за рамки того, что непосредственно ему преподавалось.
Но характеристика развития ребенка не будет исчерпывающей и в этом случае.
Ребенок развивается не только под влиянием обучения в школе.
Он окружен богатой социальной средой, из которой он черпает познания, которая вызывает различные переживания, различные действия.
Разнообразна его внешкольная деятельность, организованная как досуговыми детскими организациями, так и неорганизованной средой (улица, дворовая компания).
Впечатления, которые ребенок получает вне школы, также определяют его развитие.
Между тем, наблюдения показывают, что учитель подчас очень мало знает то направление развития школьника, которое определяется внешкольными влияниями.
Под развитием школьника учителя-практики обычно понимают его умственное развитие (развитие его мыслительной деятельности, рефлексивные способности), а также развитие его личностно-мотивационной сферы.
Хотя, на самом деле, развитие включает в себя, кроме интеллекта, и перцептивную, и эмоциональную, и духовно-нравственную и другие сферы психической жизни человека.
В начальном обучении дети научатся самому учению, от чего зависит успешность образования, лишь после этого образование с его сложной комбинацией основ науки и подготовкой к жизни образует ум как хорошо организованную систему знаний и готовность к самостоятельной деятельности в обществе.
О необходимости изучать развитие во всех направлениях говорил Л.В.
Занков,
когда исследовал проблему соотношения обучения и развития учащихся.
Общее развитие, а не только интеллектуальное должно выступать в


[стр.,147]

147 качестве ведущего показателя эффективности обучения.
Общее развитие может быть охарактеризовано данными о развитии таких сторон психики: деятельность наблюдения, деятельность мышления, практические действия.
Эти стороны психики отражают собой три генеральные линии отношения человека к действительности: встреча с ней лицом к лицу и получение данных о действительности с помощью органов чувств с помощью наблюдений; абстрагирование, отвлечение от непосредственных данных, их обобщение —эти процессы обнаруживаются при изучении мыслительной деятельности; материальное воздействие на материальный мир с целью его изменения, что достигается практическими действиями.
В таком контексте становится более понятной одна из удивительных особенностей педагогической антропологии Ушинского, на которую недостаточно обращали внимание исследователи.
Дело в том, что в психологической ее части есть главы: история памяти, история воображения, история рассудка, в общем история ума человека.
В этих главах исследуется ход человеческой жизни от рождения до старости, построена общая
онтологическая картина развития ума и прослежена судьба тех знаний, которые вкладывает в него образование.
Ушинский принадлежал к числу педагогов и ученых, для которых масштаб всей человеческой жизни определяет единицы измерения и оценки событий, происходящих в отдельные периоды индивидуального развития человека, его интересовала не только ближайшая, но и самая отдаленная связь между этими периодами.
Ученый необычайно глубоко понимал, что целостность личности существует в ходе ее индивидуального развития.
Человек не монтируется из отдельных возрастных блоков, которые могут «отрабатываться» отдельно.
Органичность развития ума, складывающегося в тот или иной период целиком и в зависимости от предшествующей истории
жизни.
Определяя задачи общего образования, он считал необходимым руководствоваться закономерностью функционирования познавательных способ

[Back]