тсственных условиях и акцентирует внимание на определении общег о и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами называется этология. Конрад Лоуренц, известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания), по его мнению человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения инстинктами. Гуманистическая теория рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие этой теории внес Абрахам Маслоу [163, с. 34]. Каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1) выживание, или биологические потребности; 2) безопасность и уверенность в будущем; 3) любовь и принадлежность к конкретной социальной руппс (социальный статус); 4)самооценка; 5) самореализация. Удовлетворив их, человек становится творческим и независимым существом. Культурно-историческим теория Л.С. Выготского основывается на том, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва социальном как категория интерпсихическая; потом психологическом как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка. Все внутренние процессы по Выготскому [46] являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание. Все эти теории взаимодоиолнительны, т.к. их авторы используют различные инструменты при изучении развития человека. Большинство ученых деляг становление личности на периоды, положив в основу понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками: 1) она должна быть смыслообразующей ;цтя ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте иг |
4) трудолюбие чувство неполноценности (умелость и неполноценность) (611); 5) понимание принадлежности к определенному полу — непонимание форм поведения, соответствующих данному полу (идентификация личности и путаница ролей) (12-18); 6) стремление к интимным отношениям изолированность от окружающих (близость и одиночество) (взросление); 7) жизненная активность сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (общечеловечность и самопоглощенность) (зрелый возраст); 8) ощущение п о л н о т ы ж и з н и отчаяние (целостность и безнадежность) (пожилой возраст). Когнитивная теория, касающаяся главным образом проблем познания, становления и развития мышления, процесса усвоения знаний, наиболее полно разработана Жаном Пиаже [304]. Человек в своем умственном развитии проходит четыре больших периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) ( 0 2 года); 2) дооперативный (2-7); 3) период конкретного мышления (7-11); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (12-18 и далее). Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и как дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Теорию называют также бихевиористической (от английского behavior поведение), ее основоположниками являются Джон Уотсон, Б. Скиннер. Они подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют три типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание [388]. Биологическая теория сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами называется этология. Конрад Лоуренц^ известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания), по его мнению, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения инстинктами. Гуманистическая теория рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие этой теории внес Абрахам Маслоу [383]. Каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1) выживание, или биологические потребности; 2) безопасность и уверенность в будущем; 3) любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4)самооценка; 5) самореализация. Удовлетворив их, человек становится творческим и независимым существом. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского основывается на том, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва социальном как категория интерпсихиче^ ская; потом психологическом как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка. Все внутренние процессы по Выготскому [79] являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «вращиваются» в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, т.к. их авторы используют различные инструменты при изучении развития человека. Большинство ученых делят становление личности на периоды, положив в основу понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками: 1) она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования; |