Проверяемый текст
Кривых Сергей Викторович. Теория и практика реализации антропоэкологического подхода к построению образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 39]

ры.
Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования; 2) в контексте угон деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками; 3) в связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовать, например, речь).
Па каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение.
Это не значит, что другие виды деятельности исчезают, они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для саморазвития.

Теория личности является лишь набором
прсдположений о «природе человека».
Особо следует подчеркнуть, благодаря открытиям психоанализа, антропологии и психологии обучения, проблему человеческих возможностей.
Ничто не может быть дальше от истины, чем лозунг: «Природа человека неизменна», если под последней подразумевается специфическая форма и содержание личности.
Любая теория личности, опирающаяся на эту идею, неизбежно является слабой, поскольку личность это продукт социума, а человеческое общество всегда находится в развитии.
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я».
Как формируется «образ Я» у отдельного индивида? Является ли этот процесс постепенным, плавным накоплением элементов или представляет собой серию скачков или кризисов? Насколько устойчивы свойства личности и отражающие их самооценки, как меняется «образ Я» с возрастом и от чего зависит степень его стабильности и изменчивости? Многочисленные исследования показывают, что мы имеем здесь дело с кумулятивным, хотя и многомерным, процессом развития.
[стр. 262]

2) в контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками; 3) в связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовать, например, речь).
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение.
Это не значит, что другие виды деятельности исчезают, они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для саморазвития,
(/Нельзя сказать, что традиционная школа не ставила перед собой цель развития личности.
Наоборот, эта цель декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности.
Разрабатывались социальнопедагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть.
Личность понималась как носитель этих образцов, задаваемых идеологией, господствующей в обществе.
Всякое образование по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим и личностноориентированным.
Проблема в другом: как понимать личность и где искать источники ее развития.
Традиционная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила йз признания ведущей роли внешних воздействий (роли учителя, коллектива, среды), а не саморазвития отдельной личности.
Ее модель была готова, а двигатели развития искались вне ее.
Аналогичным способом разрабатывались образовательные системы, они сводились в основном к разделению учащихся на сильных, средних и слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию обучения; к делению учебного материала по степени сложности и определению уровня требований к овладению этим материалом.
Средством развития способностей школьников считалась учебная деятельность, которая строилась

[стр.,264]

264 на основе систем нелинейных дифференциальных уравнений с использованием качественных методов исследования таких систем.
На сегодняшний день это один из самых эффективных подходов к изучению сложных систем, каковыми являются личность человека.
Теория личности является лишь набором
предположений о «природе человека».
Особо следует подчеркнуть, благодаря открытиям психоанализа, антропологии и психологии обучения, проблему человеческих возможностей.
Ничто не может быть дальше от истины, чем лозунг: «Природа человека неизменна», если под последней подразумевается специфическая форма и содержание личности.
Любая теория личности, опирающаяся на эту идею, неизбежно является слабой, поскольку личность это продукт социума, а человеческое общество всегда находится в развитии.
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я».
Как формируется «образ Я» у отдельного индивида? Является ли этот процесс постепенным, плавным накоплением элементов или представляет собой серию скачков или кризисов? Насколько устойчивы свойства личности и отражающие их самооценки, как меняется «образ Я» с возрастом и от чего зависит степень его стабильности и изменчивости? Многочисленные исследования показывают, что мы имеем здесь дело с кумулятивным, хотя и многомерным, процессом развития.

В психологической литературе часто связывают возникновение самосознания с первым произвольным движением младенца.
Особенно важное значение в формировании самосознания Б.Г.
Ананьев придавал переходу младенца от случайных, спонтанных действий к целенаправленным поступкам.
B.C.
Мерлин [253] выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать так же как и фазы его развития:

[Back]