59 Наш подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообщества («преуспевающее общество»). Жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях в условиях существенно изменившейся среды обитания под влиянием техногенной цивилизации и поиск путей преодоления отчуждения человека ог природы, культуры, социума вот главная стратегическая цель антропоэкологии. От выживания, через адаптацию к усовершенствованию качества жизни вот ее тактические задачи. Современные исследования в области нейрофизиологии, биологии, психологии, гносеологии, философии и методологии науки позволяют развить концепцию человеческой жизнедеятельности как системы синергетического уровня, целостность которой раскрывается через множество измерений и обуславливается процессами самоорганизации, характерными для открытых систем, ярким примером которых выступает человеческая индивидуальность. Ряд авторов [43, 67, 120 обращают внимание на встроенность бессознательных механизмов психического действия в общую структуру рефлексивного отношения человека к миру. При всех различиях между сознательными и бессознательными побуждениями к деятельности их противопоставление теряет смысл. Личностный образ мира формируется через систему универсалий культуры, поэтому мировоззренческие категории всегда имеют социокультурное измерение и определяют характер жизнедеятельности людей. В этой связи вызывает интерес идея, развиваемая И.И. Моисеевым (117, с.98], который считает, что тот феномен, который мы называем духовным миром, не может быть понят без синтеза собственного «Я» человека с некой общей абстрактной «высокой» идеей. >ю всегда противоречие противоречие между двумя ипостасями человеческой личности: чувственной и рациональной. И |
54 приспособительных резервов. Выборочные изучения показателей функционального состояния организма, ответственных за защитноприспособительные механизмы, свидетельствуют о том, что уменьшается на 5-10% число детей, имеющих удовлетворительный уровень адаптации (в зависимости от возраста). Это наиболее характерно для школьников в возрастном диапазоне 12-17 лет. Выявленные изменения свидетельствуют о значительном напряжении адаптационных механизмов у школьников задолго до манифестации заболевания. Установлено также значительное напряжение иммунного и гормонального статуса у абсолютно здоровых школьников (1 группа здоровья) при предъявлении им физической нагрузки, адекватной возрасту, при работе на велоэргометре до отказа, что также свидетельствует о суженных резервных возможностях их организма. Основная задача антропоэкологии состоит в том, чтобы выявить группы риска и факторы риска, рассматривать их влияние на общественное развитие и устанавливать те неадекватные действия государственных структур, которые могут привести к необратимым потерям в жизнедеятельности людей и ценностных установках общества. Антропоэкологический подход в образовании это использование компонентов и функций антропоэкологии для решения задач гуманистической педагогики и психологии на всех ее этапах и во всех частях педагогической системы. Антропоэкология интегральная дисциплина, изучающая то, как на всех этапах жизни человек строит свою жизнедеятельность во взаимодействии с природой, социумом и культурой, какие факторы определяют качество жизни, какие необходимы условия для реализации ценностных установок личности, какие трудности при этом предстоит преодолеть. Антропоэкологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообществ. учебный план, хотелось бы расставить некоторые акценты. Вместо многочисленных образовательных областей в связи с методологией антропоэкологического подхода мы выделяем в нем четыре метаобразовательные области: 1. Человек в его жизнедеятельности. 2. Культура. 3. З ем л я и В сел ен н ая . 4. Т ехн ол оги и . Важнейшей областью, ориентиром всего образования, должна стать метаобласть «Человек в его жизнедеятельности», а метаобластью, ее обеспечивающей, «Культура», развивающаяся поэтапно со сменой акцентов в соответствии с возрастом учащихся. Одним из условий реализации такой установки на формирование основ наук во взаимосвязи с формированием картины мира является адаптация школьников к природной, социальной, культурной среде, которая реализуется не только в здании школы, но и во всем культурно-образовательном, социально-экономическом и географическом пространстве. Отторжение от будущего приводит человечество к деградации, чтобы избежать этого, вся система образования должна быть перестроена. Ее основной метаобразовательной областью должна стать жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях в условиях существенно изменившейся среды обитания под влиянием техногенной цивилизации. Жизнедеятельность понимается как целостное образование, как система, в которой связаны между собой элементы других подсистем: школа, семья, ближайшее окружение, более широкий мир. В этой системе и названных подсистемах ребенок сталкивается со своими проблемами и трудностями, возможностями и ограничениями, правами и обязанностями. Сложность мира ставит детей в условия, когда каждый ребенок должен определить свои ценности, свою линию поведения, найти свой мир, что и будет означать: началось его самоопределение, он начал проектировать и строить свой мир, осмысливая свое прошлое. 283 т Жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях в условиях существенно изменившейся среды обитания под влиянием техногенной цивилизации и поиск путей преодоления отчуждения человека от природы, культуры, социума вот главная стратегическая цель антропоэкологии. От выживания, через адаптацию к усовершенствованию качества жизни вот ее тактические задачи. Современные исследования в области нейрофизиологии, биологии, А психологии, гносеологии, философии и методологии науки позволяют развить концепцию человеческой жизнедеятельности как системы синергетического уровня, целостность которой раскрывается через множество измерений и обуславливается процессами самоорганизации, характерными для открытых систем, ярким примером которых выступает человеческая индивидуальность. Ряд авторов [77, 136, 269] обращают внимание на встроенность бессознательных механизмов психического действия в общую структуру рефЩ лексивного отношения человека к миру. При всех различиях между сознательными и бессознательными побуждениями к деятельности их противопоставление теряет смысл. Личностный образ мира формируется через систему универсалий культуры, поэтому мировоззренческие категории всегда имеют социокультурное измерение и определяют характер жизнедеятельности людей. В этой связи вызывает интерес идея, развиваемая H.H. Моисеевым, который считали ет, что тот феномен, который мы называем духовным миром, не может быть понят без синтеза собственного «Я» человека с некой общей абстрактной «высокой» идеей. Это всегда противоречие противоречие между двумя ипостасями человеческой личности: чувственной и рациональной. И каждым человеком оно разрешается по-своему. Превалирование одной из них всегда рождает личностей-уродов. Отсутствие общих идей, общей цели или веры т |