60 каждым человеком оно разрешается по-своему. Превалирование одной из них всегда рождает личностсй-уродов. Отсутствие общих идей, общей цели или веры приводит к бездуховности и нравственной деградации общества. А их превалирование рождает фанатиков и фундаменталистов. Из последнего обстоятельства для системы образования вытекает трудно воспроизводимый с точки зрения фадиционных установок, но очень важный вывод: становление, развитие, а значит и образование человека невозможно без личностного переживания, осознания образа Я. Три аспекта проблемы «Я» идентичность (самость), «Эго» (субъективность) и «образ Я» взаимосвязаны и предполагают друг друга. Идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которое требует самосознания. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. «Образ Я» как бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует ее поведение. Проблему идентичности или «чувства Я» изучал Эрик Эриксон [200], разделивший весь жизненный путь человека ог рождения до смерти на 8 фаз, каждая из которых посвящена разрешению определенной специфической для нее «задачи развития». Период между 2-3 годами ребенок овладевает местоимением я совпадает с периодом детского негативизма, выражающегося в формуле «Я сам». Примерно к 3 годам ребенок идентифицирует себя и других с определенными половыми категориями. В 6 7 лет ребенокусваивает понятие пола, осознает необратимость половой принадлежности и начинает осознанно рейдировать свое поведение с учетом тгой специфики. Позже формируются и другие аспекты самосознания, например, сознание своей национальной принадлежности. Идентификация с ифовыми ролями не только расширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения, но и облегчает ему осознание дифференцированности своих собственных качеств и по |
приводит к бездуховности и нравственной деградации общества. Л их превалирование рождает фанатиков и фундаменталистов [263, с.98]. Из последнего обстоятельства для системы образования вытекает трудно воспроизводимый с точки зрения традиционных установок, но очень важный вывод: становление, развитие, а значит и образование человека невозможно без личностного переживания, осознания образа Я. Три аспекта проблемы «Я» идентичность (самость), «Эго» (субъективность) и «образ Я» взаимосвязаны и предполагают друг друга. Идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которое требует самосознания. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. «Образ Я» как бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует ее поведение. Проблему идентичности или «чувства Я» изучал Эрик Эриксон, разделивший весь жизненный путь человека от рождения до смерти на 8 фаз, каждая из которых посвящена разрешению определенной специфической для нее «задачи развития». Период между 2 3 годами ребенок овладевает местоимением я совпадает с периодом детского негативизма, выражающегося в формуле «Я сам». Примерно к 3 годам ребенок идентифицирует себя и других с определенными половыми категориями. В 6 7 лет ребенок усваивает понятие пола, осознает необратимость половой принадлежности и начинает осознанно регулировать свое поведение с учетом этой специфики. Позже формируются и другие аспекты самосознания, например, сознание своей национальной принадлежности. Идентификация с игровыми ролями не только расширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения, но и облегчает ему осознание дифференцированности своих собственных качеств и потенций. Включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По мере то |