Проверяемый текст
Кривых Сергей Викторович. Теория и практика реализации антропоэкологического подхода к построению образовательных систем (Диссертация 2000)
[стр. 71]

Выводы но первой главе Человек не только главное произведение природы, но и главный возмутитель ее.
Ни одно живое существо не в состоянии принести столько вреда природе, сколько человек.
С другой стороны,
спасл и природу, восстановить в ней утраченную гармонию никто, кроме человека, нс сможет.
Иными слонами, человек является и главным творением природы и главным творцом новой гармонии в ней.
Техногенная цивилизация привела к отчуждению человека от природы,
кулыуры, социума, самого себя и, следовательно, от будущего.
Это отчуждение распространяется на все сферы жизни человека: на образование, культуру, медицину, политику.
В современных условиях преодолеть отчуждение человека от названных выше сфер его деятельности, в которых осуществляется удовлетворение его разнообразных потребностей, возможно только изменив отношение государства и общества к образованию и культуре.

Социальное расслоение порождает сомнение, тревожность, страх, чувство незащищенности.
Это источник стрессов, социальных, межличностных и иных конфликтов.
Растет число «маргиналов»,
т.с.
тех, кто оказался на обочине жизни.
V Преодолеть указанные противоречия в образовании будет способствовать внедрение личностно-ориентированного, синергетического и анггропоэкологического подходов, предполагающие: ❖ гармонизацию отношений человека с природой, культурой и социумом; •> реализацию в образовании интегративного пути к изучению совокупной природы, включающей и самого человека, культуры и социума; ❖ гуманизацию отношений, толерантность, преодоление (по возможности) конфликтов и противоречий всех уровнен; ❖ эколог изацию и валеологизацию как содержания образования, так и окружающей человека среды;
[стр. 34]

«между ними существует принципиальная разница, видная уже на лингвистическом уровне.
В словосочетании «экология человека» акцент делается на последнем слове, на человеке, здесь экология обращена вовнутрь и человек, как и всякий другой организм, рассматривается с позиции тех возможных негативных влияний, которые на него оказывает окружающая среда.
В словосочетании же ’’человеческая экология” (антропоэкология) человек является точкой отсчета, началом координат для рассмотрения экологической проблематики.
Может ли человек претендовать на роль своеобразного центра, от которого лучиками отходят все известные ныне экологические науки? На наш взгляд, ответ должен быть положительным.
И дело не только в том, что таким центром он является гносеологически, т.е.
в познавательном плане, поскольку все отрасли экологического знания исходят из человека.
Дело также и в том, что таким центром он является и онтологически, т.е.
в бытийственном плане», считает В.Л.
Обухов [26, с.8-11].
Правомочно ли человека считать центральным звеном всех экологических исследований, а антропоэкологию, соответственно, центральным учением по отношению ко всем экологическим наукам? Центральное место человека в мире определяется, исходя из современного антропного принципа.
Остановимся здесь только на следующих двух моментах.
Если экология есть учение о взаимоотношении организма со средой, то ясно, что наиболее сложным, богатым из всех на сегодняшний день известных является именно человеческий организм, человек.
Но человек не только главное "произведение” природы, он и главный возмутитель ее.
Ни одно живое существо не в состоянии принести столько вреда природе, сколько человек.
С другой стороны,
спасти природу, восстановить в ней утраченную гармонию никто, кроме человека, не сможет.
Иными словами, человек является и главным творением природы, и главным творцом новой гармонии в ней.
Главной проблемой выживания человечества сегодня становится проблема смены технократического, рационального мышления (антропогенный

[стр.,50]

нам его ждет неудача, ибо также рано или поздно выясняется, что полученный ответ, казавшийся правдоподобным, был все же некорректным.
Осознание своего тела и озабоченность внешностью только ничтожная часть «открытия Я».
Значительно важнее осознание своей особенности, индивидуальности, непохожести на других.
Каждое новое отношение или социальная роль, усваиваемые подростком, это новый аспект «Я», который нужно как-то сочетать, интегрировать с прежним опытом и установками.
Для 13-летнего подростка и для 17-летнего юноши вопрос «Кто я?» одинаково актуален.
Но содержание его различно.
В первом случае речь идет об определении самых общих своих свойств и отличий от других, во втором о социальном, мировоззренческом и моральном самоопределении.
Социальное расслоение порождает сомнение, тревожность, страх, чувство незащищенности.
Это источник стрессов, социальных, межличностных и иных конфликтов.
Растет число «маргиналов»,
т.е.
тех, кто оказался на обочине жизни.
Ничто так не отбрасывает общество назад как выход из состояния отчуждения с помощью искусственных приемов (алкоголь, наркотики, массовая культура и т.д.).
Техногенная цивилизация привела к отчуждению человека от природы,
культуры, социума, самого себя и, следовательно, от будущего.
Это отчуждение распространяется на все сферы жизни человека: на образование, культуру, медицину, политику.
В современных условиях преодолеть отчуждение человека от названных выше сфер его деятельности, в которых осуществляется удовлетворение его разнообразных потребностей; возможно только изменив отношение государства и общества к образованию и культуре.

Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте появляется дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные.
В этом возрасте часть ребят входят в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения.
Подростковая субкультура имеет определенные

[стр.,97]

природе, сколько человек.
С другой стороны,
спасти природу, восстановить в ней утраченную гармонию никто, кроме человека, не сможет.
Иными словами, человек является и главным творением природы и главным творцом новой гармонии в ней.
Техногенная цивилизация привела к отчуждению человека от природы,
культуры, социума, самого себя и, следовательно, от будущего.
Это отчуждение распространяется на все сферы жизни человека: на образование, культуру, медицину, политику.
В современных условиях преодолеть отчуждение человека от названных выше сфер его деятельности, в которых осуществляется удовлетворение его разнообразных потребностей, возможно только изменив отношение государства и общества к образованию и культуре.
Социальное расслоение порождает сомнение, тревожность, страх, чувство незащищенности.
Это источник стрессов, социальных, межличностных и иных конфликтов.
Растет число «маргиналов»,
т.е.
тех, кто оказался на обочине жизни.
Основная задача антропоэкологии: выявить группы риска и фахторы риска, рассматривать их влияние на общественное развитие и устанавливать те неадекватные действия государственных структур, которые могут привести к необратимым потерям в жизнедеятельности людей и ценностных установках общества.
Преодолеть указанные противоречия в образовании будет способствовать внедрение
антропоэкологического подхода, предполагающее: ❖ гармонизацию отношений человека с природой, культурой и социумом;реализацию в образовании интегративного пути к изучению совокупной природы, включающей и самого человека, культуры и социума; ❖ гуманизацию отношений, толерантность, преодоление (по возможности) конфликтов и противоречий всех уровней; ❖ экологизацию и валеологизацию как содержания образования, так и окружающей человека среды;

[Back]