Проверяемый текст
Смирнова, Светлана Константиновна; Этнополитическое развитие Удмуртии в контексте современных трансформационных процессов в Российской Федерации (Диссертация 2003)
[стр. 44]

социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы»79.
Аналогичное по сути положение содержится и в «Итоговом документе», принятом 15 января 1989 г.
представителями 35 государств-участников ОБСЕ: «...все народы всегда имеют право в условиях полной свободы ...осуществлять свое политическое, экономическое и культурное развитие» .
В правоприменительной практике различных государств можно найти немало примеров, подтверждающих насколько сложно в реальной
жизни разделить отдельные категории прав (гражданские, политические, социальные и т.
д.) человека.
Это в полной мере относится и к коллективным правам: экономические права этнических групп не могут рассматриваться вне их культурных или политических прав.
Безусловно,
соблюдение этих прав возлагает на государство особую ответственность, зачастую не только нежеланную, но и за редким исключением совершенно непосильную.
Очевидно, в этом и заключается одна из причин стойкого непризнания многими государствами коллективных прав этнических общностей.

Сегодня вопрос о коллективных правах этих общностей принято рассматривать в рамках норм международного права, регулирующих права народов, и концепции «третьего поколения прав человека», выдвинутой французским юристом К.Вазаком.
Суть концепции заключается в том, что вслед за наследием Великой французской революции признанием гражданских и политических прав (первое поколение), а также идеями Октябрьской революции о социальноэкономических и культурных правах (второе поколение), настало время утверждения коллективных прав «прав народов», или «прав солидарности», ставших вкладом развивающихся стран в развитие представлений о правах и свободах человека.

Международные актыо правах человека: Сб.
документов.
М., 2000.

С.106.
80 Итоговый документ Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе // Международные акты о правах человека.
С.648.
[стр. 53]

ментации прав человека, они являются частью «международного права прав человека».
В международных документах зачастую эти права обозначаются как права народов, наций, групп, человека1.
В современном понимании субъектами права являются все народы, и это не зависит от наличия или отсутствия у них своей государственности, политического или административно-территориального статуса, а также от того, прибегал ли данный народ к реализации своих прав.
При этом право народа на самоопределение не трактуется лишь как его право на создание своего государства.
Суть наметившихся подходов можно проиллюстрировать положениями Резолюции Генеральной Асл самблеи ООН 1986 г.
и Декларации о праве на развитие, согласно которым «...каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы»2.
Аналогичное по сути положение содержится и в «Итоговом документе», принятом 15 января 1989 г.
представителями 35 государств-участников ОБСЕ: «...все народы всегда имеют право в условиях полной свободы ...осуществлять свое политическое, экономическое и культурное развитие» .
В правоприменительной практике различных государств можно найти немало примеров, подтверждающих насколько сложно в реальной
л жизни разделить отдельные категории прав (гражданские, политические, социальные и т.
д.) человека.
Это в полной мере относится и к коллективным правам: экономические права этнических групп не могут рассматриваться вне их культурных или политических прав.
Безусловно,
со1Мартыненко А.П.
Права народов в современном международном праве: Автореф.
дне.
канд.
юрид.
наук.
Киев, 1991.
С.14.
2Международные акты о правах человека: сб.
междунар.
документов.
М., 2000.
С.106.
Итоговый документ Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе // Международные акты о правах человека.

Сб.
междунар.
документов.
М., 2000.
С.648.


[стр.,54]

блюдение этих прав возлагает на государство особую ответственность, зачастую не только нежеланную, но и за редким исключением совершенно непосильную.
Очевидно, в этом и заключается одна из причин стойкого непризнания многими государствами коллективных прав этнических общностей.

Ф Сегодня вопрос о коллективных правах этих общностей принято рассматривать в рамках норм международного права, регулирующих права народов, и концепции «третьего поколения прав человека», выдвинутой французским юристом К.Вазаком.
Суть концепции заключается в том, что вслед за наследием Великой французской революции —признанием гражданских и политических прав (первое поколение), а также идеями Октябрьской революции о социально-экономических и культурных правах (второе поколение), настало время утверждения коллективных прав — «прав народов», или «прав солидарности», ставших вкладом развиваю% щихся стран в развитие представлений о правах и свободах человека.

Несмотря на кажущуюся нарочитость обоснования, теория «третьего поколения прав человека» остается на сегодняшний день самой аргументированной попыткой регламентации коллективных прав в международном праве, поскольку формулируемые по существу как индивидуальные «права солидарности» по определению могут претворяться в жизнь только коллективно, «посредством согласованных усилий всех факторов общественной жизни, т.
е.
индивида, государства, публичных и частных объединений международного сообщества» .
Это, несомненно, компромисс между нежеланием государств признавать коллективный характер прав и свобод этнических групп населения и невозможностью далее игнорировать данное обстоятельство ввиду все более настойчиво выдвигаемых требованиях этих групп.
Золотухин С.В.
К вопросу о концепции “третьего поколения прав человека” или “прав солидарности” // Сов.
ежегодник междунар.
права.
1989-1991.СПб., 1992.
С.182.


[стр.,398]

полномочий в области обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Удмуртской Республики.
// Известия Удмуртской Республики.
1995.
24 октября.
39.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики по вопросам межбюджетных отношений.
// Известия Удмуртской Республики.
1995.
24 октября.
II.
Международные документы t 40.
Африканская Хартия прав человека и народов.
// Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М., 2000.

41.
Декларация социального прогресса и развития.
// Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М., 2000.
42.
Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ.
// Советское государство и право.
1990.
№11.
43.
Европейская Хартия о региональных языках и языках меньшинств.// международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М., 2000.
44.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
// Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М., 2000.
45.
Итоговый документ Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
// Международные акты о правах человека.

Сборник документов.
М., 2000.
46.
Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах.
// Права человека: сборник международных документов.
М., 1998.
С.
250-260.
47.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
// Права человека: сборник международных документов.
М., 1998.
48.
Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.
// Статус малочисленных народов России.
Правовые акты и документы.
М., 1994.
49.
Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
// Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М., 2000.
50.
Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него.
// Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М., 2000.

[Back]